КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Прощай, Америка!


На этом отснятые материалы заканчиваются. В дальнейшем, согласно сценарию, Анна Бэдфорд становится гражданкой СССР и пишет совершенно иную книгу, разоблачающую деятельность американских дипломатов. В Советском Союзе она находит новую родину, где может спокойно трудиться и творить. Финал должен был перекликаться с картиной «Цирк». Анна в колонне демонстрантов торжественно вступает на Красную площадь в дни большого праздника.

Критика и оценка

Классик советского кинематографа Александр Довженко взялся за совершенно чуждую ему тему. Певец красоты земли и природы, автор, использовавший возвышенную и экспрессивную символику на экране, начал снимать политический фильм. Попытки следовать идеологическим указаниям и требованиям цензуры, многократные переделки сценария ничего не дали и только надломили режиссёра.

Характерным для советского кинематографа той эпохи было весьма поверхностное, политизированное представление о США и американцах, как идеологическом противнике. Фильм представлял собой памфлет, агитационный заказ, вызванный требованиями времени, началом гонки вооружений и холодной войны. В то время был снят целый ряд подобных картин, таких как «Серебристая пыль», «Встреча на Эльбе», «Заговор обречённых» и других. Историю описанную в сценарии можно назвать стереотипной. «Прощай, Америка!» стала своего рода антиподом голливудского антикоммунистического кино, например, такой картины, как «Ниночка».



Все видео

По поводу причин прекращения производства картины были высказаны различные мнения. Существует версия о том, что пропагандистское начало события потеряло смысл. Юрий Любимов в своих воспоминаниях рассказывал о том, что Сталин, просмотрев список фильмов в производстве 1951 года, заметил: «Если она [Бюкар] изменила своей родине, то может изменить и новой», и вычеркнул фильм из планов. Киновед Олег Ковалёв высказался о том, что режиссёр «перегнул палку», показав абсурдный образ американского воинствующего империализма. Белла Езерская отозвалась о картине, как нелепой карикатуре, где нет даже тени правдоподобия. Собственно это уже не было сатирой, а скорее пасквилем: персонал посольства, состоящий из пьяниц, истериков и дебоширов; атмосфера пронизанная демагогией и подозрительностью — всё это выглядело совершенно неправдоподобным. Примерно по той же причине была не допущена до широкого проката картина Роома «Серебристая пыль», в которой рассказывалось о том, что в США проводят античеловеческие эксперименты над неграми в секретных лабораториях. Эдуард Хруцкий высказался о том, что Сталин, закрыв картину, спас Довженко от позора.

Григорий Козинцев, познакомившийся с рабочими материалами, нашёл и свои положительные стороны у картины:

Я видел материалы картины Довженко об Америке. Это было творчество гения. […] Он сделал невероятную вещь — он заставил людей говорить по-английски русским языком. Он говорил на съёмках: «Я хочу слышать похабный ритм капитала». }

Литература

  • льмы СССР 1951 года]]

Предыстория

В конце 1940-х количество снимаемых фильмов в Советском Союзе (которое после войны и так было невелико) ещё более снизилось. В 1951 году в СССР было снято всего 9 картин. Крупнейшая советская киностудия «Мосфильм» в 1951 году выпустила всего один фильм. В репертуаре киностудий доминировали нейтральные биопики: «Пржевальский» «Белинский» «Жуковский». Такая основа для сценария была относительно безопасна с точки зрения идеологии. Предыдущий фильм Довженко «Мичурин» был также биографической картиной, снятой в духе социалистического реализма. В процессе работы над ней режиссёру было указано на множество идеологических недостатков. Картина многократно переделывалась и переснималась и отняла много сил у её автора.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить