КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Психо


По мнению фрейдиста Жижека, в хичкоковском мире птицы воплощают стремящееся к обладанию сыном, хищное материнское суперэго. В связи с этим он приводит наблюдение психолога Кристофера Лэша: «Бессознательные впечатления о матери настолько раздуты, настолько пропитаны агрессивными импульсами, а интенсивность её заботы настолько не соответствует потребностям ребёнка, что в его воображении мать часто предстаёт в образе хищной птицы»Slavoj Žižek. Looking Awry: An Introduction to Jacques Lacan Through Popular Culture. 2nd ed. Massachusetts Institute of Technology Press, 1992. ISBN 978-0-262-74015-9. Page 99..

«Психо» в массовой культуре

  • В 1994 году появилась комедийная пародия на фильмы «Психо» и «Молчание ягнят» под названием «Молчание ветчины».
  • В 1995 году немецкая панк-группа The Bates сняла клип «Billie Jean» по мотивам фильма Хичкока (главную роль исполнил солист группы Zimbl); песня представляет собой кавер-версию известного хита Майкла Джексона. Самим своим названием группа также обязана фильму, поскольку оно соответствует фамилии главного героя (Нормана Бэйтса).
  • В 2009 году американский рэпер Eminem вставил пародию на знаменитую сцену в душе в свой клип We Made You.

Техническая информация

Плёнка — 35 мм, отношение сторон — 1,37:1 (для показа в кино и на домашнем видео картинку урезали до 1,85:1), звук — моно (звукозаписывающая система Westrex).

Награды и номинации

Награды

  • 1961 — Премия Эдгара Аллана По
    • Лучший художественный фильм — Джозеф Стефано, Роберт Блох
  • 1961 — Премия Золотой глобус

Номинации

  • 1961 — Премия «Оскар»
    • Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
    • Лучшая работа художника-постановщика в чёрно-белом фильме — Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy), Джордж Майло (George Milo)
    • Лучшая операторская работа — Джон Расселл
    • Лучшая режиссура — Альфред Хичкок

Факты

  • Слоган фильма «We All Get Crazy Sometimes».
  • Франсуа Трюффо в интервью с Хичкоком подметил, что повествовательная линия «Психо» выстроена таким образом, чтобы вести от проступков к преступлениям. За невинным адюльтером следует растрата, затем — двойное убийство, а его причиной оказываются психические отклонения главного героя.
  • В знаменитой сцене убийства в ванной пронзительный звук создаётся скрипками, по которым резко водят смычками. А звук ножа, впивающегося в плоть, — это звук ножа, втыкаемого в дыню. Сама же сцена снималась с 17 декабря по 23 декабря 1959 года, причём вообще без участия Перкинса (он в этот момент уехал в Нью-Йорк). Сцена имела около 90 склеек при монтаже.
  • Альфред Хичкок купил у Роберта Блоха права на экранизацию его романа анонимно и всего за 9 тысяч долларов. А затем Хичкок до премьеры скупил столько экземпляров романа, сколько смог найти, чтобы сохранить концовку фильма в тайне.
  • Одна из причин, почему Хичкок решил снять фильм на чёрно-белую плёнку, — это решение не делать фильм слишком кровавым. Другой причиной была экономия.
  • Роль крови в фильме исполнял шоколадный сироп.
  • Весь саундтрек фильма исполняется исключительно на струнных музыкальных инструментах.
  • В основе фильма лежит история подлинного маньяка из Висконсина Эда Гейна (а позднее этот сюжет использовали авторы «Техасской резни бензопилой»).
  • Перкинс получил за роль гонорар в 40 тысяч долларов.
  • Норман в знаменитой сцене в душе нанёс 12 ударов ножом.
  • Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценария.
  • Строительство особняка «под мотель Бейтса» обошлось в 15 тысяч долларов.
  • После смерти Мэрион в фильме крупно показаны её открытые глаза с суженными зрачками. Офтальмологи завалили Хичкока письмами, в которых указывали на эту ошибку — ведь зрачки человека после смерти расширяются. Врачи настоятельно советовали закапывать в глаза «умершей» актрисе белладонну, чтобы имитировать эффект мёртвого глаза. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
  • Альфред Хичкок был настолько впечатлен музыкой Бернарда Херрманна, что удвоил гонорар композитора (гонорар Херрманна составил $34 501) — так режиссёр решил вознаградить Херрманна за потрясающую музыку к фильму. Позднее Хичкок скажет, что 33 % эффекта, который достигается при просмотре фильма, принадлежит музыке.

Продолжения и ремейки

  • В 1983, 1986 и 1990 годах были сняты фильмы «Психо 2», «Психо 3» и приквел «Психо 4: Начало».
  • В 1987 году Ричард Ротштайн снял телефильм «Мотель Бейтса», являющийся спин-оффом фильма «Психо».
  • В 1998 году американский кинорежиссёр Гас Ван Сент снял ремейк фильма, реализованный в цвете и с другим составом актёров, однако задуманный именно как покадровая пересъёмка оригинала, имитирующая движения камеры и монтаж фильма Хичкока.
  • В 2013 году канал A&E начал показ сериала «Мотель Бейтсов», главные герои - мать и сын Норма и Норман Бейтсы. В главных ролях - Вера Фармига и Фредди Хаймор.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить