КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Пятый в квартете
Русское название | Пятый в квартете |
Оригинальное название | Backbeat |
Жанр | биографический фильм драма, музыкальный фильм |
Режиссёр | Иэн Софтли |
Сценарист | Иэн Софтли Майкл Томас Стивен Уорд |
Актёры | Шерил Ли Стивен Дорфф Ян Харт |
Оператор | Йен Уилсон |
Композитор | Дон Воз |
Компания | Channel Four Films PolyGram Filmed Entertainment |
Сборы | 3 млн $ |
Страна | Великобритания |
Время | 100 мин. |
Год | 1994 |
imdb_id | 0106339 |
«Пятый в квартете» (enBackbeat) — британо-германский художественный фильм, снятый в 1994 году сценаристом и режиссёром Иэном Софтли (его режиссёрский дебют).
Фильм рассказывает о ранних годах группы The Beatles, о периоде их выступлений в самом начале 1960-х годов в Гамбурге (Германия). В первую очередь сюжет фильма сфокусирован на отношениях между Стюартом Сатклиффом (в исполнении Стивена Дорффа), Джоном Ленноном (в исполнении Яна Харта), а также подругой Сатклиффа — немецким фотографом Астрид Кирхгерр (в исполнении Шерил Ли) (которая также известна — в истории The Beatles — тем, что, как считается, именно она посоветовала им изменить прически на так называемый «французский начёс» — волосы, спускающиеся на лоб и уши — причёска, известная затем всему миру как «битловская»).
Фильм завоевал несколько престижных наград: Кливлендский международный кинофестиваль (Best Film — режиссёр Иэн Софтли), 1994; премия Британской киноакадемии (Anthony Asquith Award for Film Music — композитор Don Was), 1995; Evening Standard British Film Awards (Most Promising Newcomer — актёр Ян Харт), 1995; London Critics Circle Film Awards (ALFS Award, British Newcomer of the Year — режиссёр Иэн Софтли), 1995.
Иногда, чтобы изменить своё отношение к чему-то — нужно уехать. В незнакомых местах мы начинаем смотреть на вещи по-другому, замечаем детали, на которые рань...Все видео
Сценарий фильма в дальнейшем был переработан Софтли в пьесу (под тем же названием «Backbeat»), премьера которой прошла в Глазго, в Citizens Theatre в 2010. Годом позже, 10 октября 2011, состоялся лондонский дебют пьесы — она была поставлена в Вест-Энде, в Театре Герцога Йоркского (enDuke of York's theatre).
Сюжет
Два друга, живущие в Ливерпуле в конце 1950-х и играющие в рок-группе — Джон Леннон и Стюарт Сатклифф — мечтают добиться успеха. Вместе с группой, лишь недавно получившей свое впоследствии всемирно известное название — «The Beatles» — они едут в Германию, в Гамбург, чтобы выступать там в клубах, жить весёлой жизнью музыкантов, зарабатывать большие деньги… Правда, Стюарт сомневается в своих музыкальных талантах — но Джон убеждает его. В одной из драк в ливерпульском пабе Стюарт получает удар по голове — что, возможно, и приведет в итоге к ужасному концу… Группа приезжает в Гамбург — и начинаются изнурительные дни (а точнее — изнурительные ночи) бесконечных выступлений перед публикой «квартала красных фонарей» Рипербан — пьяными матросами, портовыми шлюхами и прочей подобной публикой. Никому не нужно их искусство — приходится играть что требуют, взбадривая себя алкоголем и стимуляторами. Постепенно приходит умение и «заводить» публику, и играть что угодно и сколько угодно; расширяется круг знакомств, расширяется кругозор в музыке, в искусстве вообще. Лишь Стюарт обнаруживает свою музыкальную несостоятельность всё больше — и Пол Маккартни всё настойчивее убеждает Джона, что со Стюартом, «который портит всё дело», им не по пути; но Джон отказывается выкинуть друга из группы. Однажды их знакомый Клаус Форманн (из «изысканных» кругов гамбургской интеллигенции, не интересующихся каким-то «портовым рок-н-роллом»), приводит в клуб свою подругу фотографа Астрид — и она и Стюарт очень быстро понимают, что они не могут не быть вместе… Общение с Астрид приводит Стюарта к убеждению покинуть группу и вернуться к живописи, в которой он лишь и может выразить себя, как Джон — в музыке. Из-за нарушения закона (Джордж Харрисон ещё несовершеннолетний) группу высылают из Германии обратно в Ливерпуль — а Стюарт остается с Астрид и продолжает рисовать, рисовать, рисовать… Его работами начинают интересоваться серьезные знатоки — но всё чаще «болит голова»… и однажды он умирает от кровоизлияния в мозг на руках любимой. Группа вернулась в Гамбург, с новыми прическами (впоследствии названными во всём мире «битловскими», которые подсказала им Астрид), новыми песнями, новыми планами — но встречает их только Астрид… И Джон понимает, что путь к вершинам славы лежит не только через обретения, но и через потери.