КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Рождение нации
Размышляя о способах борьбы с бесчинствами негров, Кэмерон видит, как двое белых детей пугают негритят, закутавшись в простыню. Это наводит его на мысль о создании новой организации. Он основывает ку-клукс-клан, становится его «Великим Драконом»; задача организации — терроризировать элементы, желающие, «чтобы Белый Юг был раздавлен пятой Черного Юга» (из субтитров)Ж. Садуль. Всеобщая история кино. Том 3. — М.: «Искусство», 1958.. Против негров направляются карательные экспедиции. В Вашингтоне Остин Стоунмен всё ещё отказывается осознать свои ошибки.
Сайлас Линч угрожает арестом д-ру Кэмерону, нашедшему пристанище вместе со старой женой, юной дочерью и несколькими верными слугами-неграми среди полей в хижине, которую собирается разгромить чёрная гвардия. Элси защищает перед Линчем дело Кэмеронов и своего брата Фила, жениха Маргарет Кэмерон, разделяющего участь семьи южан. Мулат пытается изнасиловать девушку. Стоунмен наконец понимает свою ошибку, и Сайлас Линч приказывает его арестовать.
Чёрная гвардия во главе с Сайласом Линчем бросается на приступ уединённой хижины, Кэмероны обороняются, стреляя из ружья. Они уже на волоске от смерти, но с гор появляются белые всадники ку-клукс-клана во главе с Великим Драконом. Клан, который уже убил Гаса, виновника смерти Флоры, освобождает Стоунмена. Депутат обещает отныне защищать белых.
Страна: США Год: 1915 Режиссер: Дэвид Уорк Гриффит / David Wark Griffith В ролях: Lillian Gish (Лиллиан Гиш), Mae Marsh (Мэй Марш), Henry B. Walthall (Генри ...Все видео
В заключение показывается новая идиллия в Южных Штатах, которые вновь обрели счастье при господстве ку-клукс-клана. Два брака между Кэмеронами и Стоунменами символизировали новый союз между Севером и Югом.
Художественные особенности
В фильме снимались все крупнейшие актёры школы Гриффита. В массовых сценах участвовало до 1000 человек.
«…Режиссёрская работа с актёрами далеко не везде образцова Характеры в целом намечены довольно схематично, чересчур крупными штрихами… Значение фильма не в раскрытии психологии персонажей, не в режиссёрской работе с актёрами, а в том мастерстве, которое Гриффит проявил в монтаже и постановке массовых сцен…» (Жорж Садуль)
«…В общем синтаксисе „Рождения нации“ каше занимают в 10 раз более значительное место, чем движение аппарата. Гриффит, развивая и систематизируя приёмы, уже имевшие широкое распространение и до него, нарушает благодаря каше всех форм монотонность прямоугольного экрана, разнообразит композицию кадров, использует различные варианты кадрирования для достижения эмоциональной и драматической выразительности…»(Жорж Садуль)
В «Рождении нации» Гриффит почти постоянно применяет параллельный монтаж.
Интересные факты
- Впервые демонстрировался в Лос-Анджелесе в кинозале «Клюнз» 8 февраля 1915 года под своим первоначальным названием. Уже после просмотра Томас Диксон, будучи потрясён, предложил новое название.
- Президент Вильсон приказал устроить просмотр фильма в Белом доме во время одного из заседаний, на которое были приглашены многие государственные деятели и дипломаты с семьями.
- Гриффит выпустил в защиту фильма брошюру «Подъём и упадок свободы слова в Америке».
- Два крупных либеральных журнала «Нью рипаблик» и «Нейшн» в статьях кинокритика Фрэнсиса Хекета и главного редактора Освальда Гаррисона Вилларда дали фильму уничтожающую оценку.
- Ректор Гарвардского университета Чарльз Элиот заявил, что фильм является «извращением идеала белых».
- «Национальная ассоциация развития цветных народов» выпустила брошюру, направленную против фильма.
- Кадры победоносной скачки куклуксклановцев сопровождались «Полётом валькирий» Рихарда Вагнера.
- Во Франции фильм запретила цензура. В Париже его демонстрировали только в 1921 году в изменённом варианте.
- Осада Петерсбурга — один из основных эпизодов фильма — в романе Томаса Диксона занимает всего лишь две страницы (рассказ одного из персонажей).
- Для многочисленных дополнений к сценарию Фрэнк Вудс и Гриффит использовали «Пятно леопарда», другой роман Томаса Диксона.
- Ни один афроамериканец не снимался в фильмах Гриффита в главной роли. Роли темнокожих исполняли белые артисты, которых гримировали «под афроамериканцев»Комаров. История зарубежного кино. Том 1. Немое кино. — М.: «Искусство», 1965..
- От фильма Гриффит получил около миллиона долларов чистой прибыли.
- С приходом звукового кино «Рождение нации» было озвучено и снова выпущено на экраны.
- На волне успеха фильма было снято продолжение, «Закат нации», которое провалилось в прокате.
- В 2008 году Dj Spooky на основе фильма сделал проект «Перерождение нации»
Создание фильма
Производство фильма финансировала фирма «Ипок-филм», основанная Гриффитом и Эйткеном.
Эйткен вложил в предприятие лишь четвёртую часть общего капитала — 25 тысяч долларов. Остальную сумму вложили акционеры. «Вполне возможно, что кое-кто из куклуксклановцев (такие, как, например, капиталист из Пасадены) помог финансировать фильм, служивший их политике…» ((Жорж Садуль))
Фрэнк Вудс и Гриффит закончили работу над сценарием за полтора месяца. Съёмки велись в июле, августе и начале сентября 1914 года. Декорации были возведены в весьма примитивных павильонах студии «Рилайенс меджестик» под художественным руководством её основателя Томаса Инса. Многие декорации строились под открытым небом.
Монтаж картины, которым лично руководил Гриффит, длился три с половиной месяца. Музыкальная партитура, написанная Дж. Брейлом, представляла собой в основном попурри из американских народных песен и отрывки из произведений Бетховена, Листа, Россини, Верди, Чайковского, Грига, Вагнера.
В ролях
- Лиллиан Гиш — Элси Стоунмен
- Мэй Марш — Флора Кэмерон
- Генри Уолтхолл — полковник Бен Кэмерон
- Мириам Купер — Маргарет Кэмерон
- Уильям П. ДеВолл — Джейк
- Ральф Льюис — Остин Стоунмен
- Джордж Зигман — Сайлас Линч
- Уолтер Лонг — Огастус Сезар (Гас)
- Роберт Хэррон — Тод Стоунмен
- Уоллес Рид — кузнец Джефф
- Джозеф Хенабери — Авраам Линкольн
- Элмер Клифтон — Фил Стоунмен
- Джозефина Кроуэлл — миссис Кэмерон
- Споттисвуд Эйткен — доктор Кэмерон
- Джордж Беренджер — Уэйд Кэмерон
- Дональд Крисп — генерал Грант
Страницы: 1 2