КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Шпион (фильм, 2012)
Из рецензии на фильм «Шпион» в издании Газета.Ру:
«Шпион» — первая удачная экранизация прозы Бориса Акунина, помещённой в единственно подходящее для неё пространство кинокомикса.
Из рецензии на фильм «Шпион» в журнале Труд:
Весна 1941 года. В центре Москвы разворачивается напряжённый поединок двух разведок. Цель тайной операции Гитлера — дезинформировать Сталина о планах нападен...Все видео
У Андрианова получилась ироничная, насыщенная, наполненная и шикарными, и забавными эпизодами фантазия. Где имеется, например, дивное танго Октябрьского с отбитой им в ресторане у несимпатичных юношей кинозвездой Любовью Серовой (Екатерина Мельник) — и в этой сцене изысканно-самодовольный герой Бондарчука вызывает примерно те же ощущения, что и придуманная Андриановым имперская Москва.
Отличия от книги
- Местом действия в книге и фильме является идеализированная столица СССР, составленная по проектам 1930-х годов. В Москве фильма «Шпион» построен Дворец Советов (хотя в реальности перед войной он только закладывался и при этом никогда не был построен), на Лубянской площади установлен памятник Дзержинскому (в реальности установлен был позже — в 1950-х), в воздухе периодически видны дирижабли-цеппелины. Многие уличные сцены были сняты в Минске, onliner.by.
- В фильме показываются средства телеслежения, которые были впервые использованы спецслужбами СССР уже после войны, видеоконференция адмирала Канариса и Гитлера и очки ночного видения. Все эти технические изобретения были в тот период только в проектных стадиях развития.
- По фильму, радист Карпенко дает показания в спецлаборатории под действием «лекарства». В книге до лаборатории дело не доходит, Карпенко «раскололся» на месте.
- В фильме Егор Дорин проводит сеансы радиосвязи с Абвером после встречи с Петракович под землей, где-то рядом с метро, откуда он выбирается через канализационный люк. В книге он находится в заточении в выселенном доме, откуда сбегает через подъезд.
- В книге жертвами подстроенной НКВД аварии двухэтажного троллейбуса стали 82 пассажира, в фильме число сократили до 43 человек.
- Главный герой Егор Дорин, попав в плен, проводит там всего один сеанс связи. При этом в книге Дорин оказывается прикованным к кровати пленником на четыре недели. Всё это время он передает шифрованные сообщения в Абвер, а сама спецгруппа «Затея» считает его героически погибшим (по возвращении Егор обнаруживает на стенде «Они погибли во славу Родины» свою выцветшую на солнце фотографию).
- Во время допроса Когана, по словам врача, «объект» может отвечать на вопросы не три, а двадцать три минуты. Соответственно, он успевает сказать Октябрьскому и Дорину, что война начнется 22 июня, о чём Октябрьский сразу пытается доложить Наркому, но тот вылетел к командующим округами.
- В фильме встреча Берии и Дорина происходит в коридоре Центрального здания на Лубянке, откуда Егора выводят сотрудники НКВД. Нарком требует выгнать его из органов, так как им тут «не нужны истерики». В книге же встреча их происходит в кабинете Октябрьского с глазу на глаз, и Берия предстает куда более спокойным. Они с Дориным разбирают проблему пропавшего Октябрьского, а Нарком отзывается о Дорине с положительной точки зрения и из органов его никто не гонит.
- Октябрьский по книге предположительно застрелился в телефонной будке, а в фильме это показано, как реальный факт, причем упущен важный подтекст — Октябрьскому цыганка нагадала, что тот умрёт ровно в 12 дня. И когда в кабинете на Лубянке бьют часы, связь прерывается. Однако в конце фильма диктор говорит, что тело Октябрьского не было найдено.
- В концовке фильма Дорин утверждает, что война начнется «завтра в четыре утра». По книге до 22 июня остается ещё десять дней, на которые Дорин собирается ехать в отпуск по совету Наркома. В фильме же он вновь встречается с Надей, а во время их встречи звучит сообщение о начале войны и говорится дальнейшей судьбе Дорина, упоминается о рождении сына и о участии Дорина в спецоперации в 1942 году.
- Соответственно, концовка полностью создана сценаристами фильма. В книге нет ни слова о будущем лейтенанта Дорина. Всё, что мы знаем — это его желание уйти из органов и вернуться в лётчики.
- «Книжный» Дорин не расшифровывает радиограммы Вассера. Нарком (будучи сам в заблуждении) убеждает Егора, что войны в ближайшее время не будет.
- В фильме Любовь Серова и Октябрьский танцуют сначала танго, а потом сальсу. В то время как сальса возникла в 1970-х.
- В романе Сталин принимает Когана в своем кремлевском кабинете. В фильме этот эпизод гиперболизирован — встреча проходит в огромном помещении на верхнем этаже Дворца Советов. По книге, Вассер «отключает» Берию на 15 минут во время встречи с Вождем. В фильме Нарком просто уходит, оставляя Сталина и Вассера одних, а Вассер разряжает стреляющую ручку в витраж в знак мирных намерений.
Съёмочная группа
- Режиссёр — Алексей Андрианов
- Продюсер — Леонид Верещагин, Сергей Шумаков
- Сценарист — Владимир Валуцкий
- Художник-постановщик — Виктор Петров
- Оператор — Денис Аларкон-Рамирес
В ролях
Страницы: 1 2