КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Солярис (фильм, 1972)


Фрейдистское толкование фильма предложил в «Киногиде извращенца» культуролог Славой Жижек:

Нашему либидо необходима иллюзия, чтобы себя поддерживать. Один из самых интересных мотивов в научной фантастике — это мотив машины бессознательного Оно — объекта, обладающего чудесной способностью напрямую материализовывать, воплощать прямо на наших глазах наши самые заветные желания и даже чувство вины. «Солярис» — фильм о машине бессознательного. Это история психолога, которого отправили на станцию, вращающуюся на орбите вновь открытой планеты Солярис. Эта планета обладает чудесной способностью напрямую воплощать мечты, страхи, самые глубокие травмы, желания, самое сокровенное в душевной жизни.

Герой фильма однажды утром обнаруживает свою жену, много лет назад покончившую жизнь самоубийством. Так что он реализует не столько своё желание, сколько чувство вины. Она не обладает полноценным бытием и страдает от провалов в памяти, потому что она знает только то, что он знает, что она знает. Она — это просто его воплощённая фантазия. И её подлинная любовь к нему выражается в отчаянных попытках уничтожить себя: отравиться и т. д., просто чтобы освободить пространство, потому что она догадывается, что этого хочет он. Но от призрачного, нереального присутствия избавиться гораздо труднее, чем от живого человека. Оно преследует тебя как собственная тень.

Смотрите и скачивайте наши фильмы в App Store - https://itunes.apple.com/ru/app/mosfil-m/id463145701?mt=8 Google Play - https://play.google.com/store/apps/details?id=r...

Все видео

Музыка

Музыку для фильма сочинил Эдуард Артемьев, в то время уже признанный лидер советской электронной музыки, который также писал музыку ко многим известным впоследствии фильмам.

Также авторами было использовано переложение фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха (Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639), сделанное Эдуардом Артемьевым. Это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)».

Тарковский о фильме

Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.

Другие экранизации первоисточника

  • Фильм Стивена Содерберга «Солярис» 2002 года.
  • Телеспектакль «Солярис» 1968 года с Лановым (Крис Кельвин) и Этушем (доктор Снаут).

Литература

В ролях

Интересные факты

  • Эпизоды фильма снимались не по порядку. Поэтому получилось, что в одном кадре Крис в майке, а в следующем — в пижаме. Тарковский заметил это, но переснимать было поздно, поэтому он махнул рукой: «У нас же фантастика. Пусть все думают, что так и надо!»
  • Когда Крис просматривает сообщение от доктора Гибаряна, в мониторе отражается вся съёмочная группа.
  • Эпизод, в котором Бертон едет на машине по бесконечным тоннелям, развязкам, эстакадам — снимали в Токио («Городе будущего»).
  • В сцене, где Крис встречается с матерью, на стуле лежат советские деньги. Например, юбилейный рубль «В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» 1970 года и бумажная купюра достоинством 3 рубля образца 1961 года.
  • Сцена в зеркальной комнате была снята, но она не вошла в окончательный монтаж. Режиссёр изъял её из фильма. Сейчас этот загадочный шаг поклонники Тарковского связывают с происками цензуры. На самом деле цензуру и редактуру эта сцена не волновала, и мотивы у режиссёра, скорее всего, были внутренними. Известно, что он не раз возражал против того в фильмах, что казалось ему «слишком красивым».

Призы и награды

  • Специальный гран-при жюри на Международном Каннском кинофестивале 1972 года.
  • Приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1972 году.
  • Премия за лучшее исполнение женской роли (Наталья Бондарчук) на IX международном кинофестивале в Панаме в году.

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Андрей Тарковский
  • Сценаристы:
    • Андрей Тарковский
    • Фридрих Горенштейн
  • Оператор: Вадим Юсов
  • Художник: Михаил Ромадин
  • Композитор: Эдуард Артемьев
  • Звукорежиссёр: Семён Литвинов
  • Монтажер: Людмила Фейгинова
  • Директор картины: Вячеслав Тарасов
  • Художник-гримёр: Вера Рудина
  • Художник по костюмам: Нелли Фомина

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить