КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Трон в крови


Русское названиеТрон в крови
Оригинальное название蜘蛛巣城ja2
Жанрдрама
РежиссёрАкира Куросава
АктёрыТосиро Мифунэ
Исудзу Ямада
Такаси Симура
imdb_id0050613
Время108 мин.
СтранаЯпония
ПродюсерСодзиро Мотоки
Акира Куросава
СценаристСинобу Хасимото
Рюдзо Кикусима
Акира Куросава
Хидэо Огуни
КомпозиторМасару Сато
ОператорАсакадзу Накаи
КомпанияToho
Год1957

кумоносу дзё: — чёрно-белый японский художественный фильм режиссёра Акиры Куросавы, историко-философская драма по мотивам пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира. События пьесы перенесены в средневековую Японию.

Сюжет

Фильм повествует о честолюбивом воине и самурае Васидзу Такэтоки, который, побуждаемый своей женой, коварной женщиной, идёт на всё, чтобы сбылось пророчество ведьмы о том, что он займёт место своего сюзерена в замке и станет править. Действие картины происходит в Японии во время непрекращающейся гражданской войны в период Сэнгоку, длившийся с середины XV века по начало XVII. Как и у английского классика, герои картины в финале получают возмездие за свои деяния. Жена Васидзу Такэтоки сходит с ума, а сам он гибнет от града стрел, выпущенных его же воинами.

Мнения о фильме

Григорий Козинцев, режиссёр: …Я видел «Макбета», где не было стихов, Шотландии; вместо ведьм лишь один старичок разматывал вечную нить, однако, на мой взгляд, «Окровавленный трон» японского режиссера Акиры Куросавы, снятый в 1957 году, — лучший шекспировский фильм. Случилось так, что пластика образа феодальной Японии: крепости-загоны, сбитые из огромных бревен, воинственный ритуал самураев, их доспехи с значками-флагами, заткнутыми за спины, кровавые поединки, подобные танцу, — все это оказалось близким трагической поэзии шекспировских образов. И, разумеется, прежде всего следует говорить о том, что наполнило жизненной силой пластические образы: о силе страсти японских исполнителей, неведомой европейскому театру и кино. Неподвижную маску — лицо Тоширо Мифуне с бешеными раскосыми глазами — забыть, хотя бы раз посмотрев фильм, уже невозможно. В игре актеров не было внешней жизнеподобности, но напряжение мысли и чувств одухотворяло условность. Внутренняя жизнь людей была не только подлинной, но и по-шекспировски мощной…

Трон в крови. Режисёр Акира Куросава, Япония, 1957.

Все видео

В ролях

Актёр Персонаж Параллель в «Макбете»
Тосиро Мифунэ Васидзу Макбет
Исудзу Ямада Асадзи леди Макбет
Минору Тиаки Мики Банко
Тиэко Нанива лесной дух три ведьмы
Хироси Татикава князь Цудзуки король Дункан
Акира Кубо Ёситэру Флинс
Такамару Сасаки Кунихару Малькольм и/или Дональбан
Такаси Симура Нориясу Макдуфф

Интересные факты

  • Куросава задумал фильм по мотивам «Макбета» ещё в конце 1940-х и планировал снимать его после выхода «Расёмона», однако в 1948 году вышел в прокат «Макбет» Орсона Уэллса и Куросава решил отложить постановку на несколько лет.
  • Сцена гибели Васидзу снималась с участием настоящих лучников, которые, впрочем, стреляли бамбуковыми муляжами. По мнению Куросавы, это должно было вызвать на лице Тосиро Мифунэ выражение настоящего опасения за свою жизнь, которое не так просто сымитировать.
  • «Трон в крови» вдохновлял Сатоси Кона при производстве полнометражного аниме Актриса тысячелетия.

Художественные особенности

Сюжет фильма не сильно уходит от событийного ряда трагедии Шекспира. Однако следует отметить, что при этом главный герой Васидзу Такэтоки (исполняемый Тосиро Мифунэ) выступает не таким отрицательным персонажем, как Макбет, в то же время его жена Асадзи (которую играет Исудзу Ямада), наоборот, вызывает более негативные эмоции, чем Леди Макбет.

Художественные средства картины были в значительной степени обогащены влиянием японской театральной традиции театра Но, что отразилось как во внешней стилизации, проработке сцен и характеров, так и в актёрской игре. Для погружения в образ главных героев Куросава попросил Тосиро Мифунэ и Исудзу Ямада изучить фотографии масок театра Но, отображавших соответствующие архетипы, чтобы актёры ощутили жизнь этих масок и слились с ними в своей игре.

Литература

Награды и номинации

  • Фильм участвовал в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля в 1957 году.
  • В 1958 году картина была удостоена двух премий «Майнити» — за лучшую мужскую роль (Тосиро Мифунэ) и за лучшую работу художника (Ёсиро Мураки).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить