КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Тропы славы


Русское названиеТропы славы
Оригинальное названиеPaths of Glory
Жанрдрама
военный
РежиссёрСтэнли Кубрик
АктёрыКирк ДугласДжордж Макреди
imdb_id0050825
Время86 мин.
СтранаСША
ПродюсерДжеймс Харрис
Кирк Дуглас
Стэнли Кубрик
СценаристСтэнли Кубрик
Колдер Уиллингем
Джим Томпсон
Хамфри Кобб (роман)
КомпозиторДжеральд Фрид
ОператорГеорг Краузе
КомпанияBryna Productions, Harris-Kubrick Productions
Бюджет935 тыс. $
Год1957

«Тропы славы» (enPaths of Glory) — американский кинофильм о событиях Первой мировой войны, снятый в 1957 году в окрестностях мюнхенского дворца Шлайсхайм 28-летним режиссёром Стэнли Кубриком.

Жанр фильма не однозначен: он начинается как типичный военный фильм, переходит в судебную драму (в конце 1950-х один из популярнейших жанров), а оканчивается на пронзительной пацифистской ноте.

Сюжет

Действие развертывается в 1916 году на Западном фронте. Уже два года союзники продвигаются на несколько сотен метров вперёд, после чего неизменно отступают. Начальник корпуса генерал Брулар (Адольф Менжу) приказывает дивизионному генералу Миро (Джордж Макреди) атаковать неприступную вражескую позицию, прозванную Муравьиным холмом. Выполнение операции поручено полковнику Даксу (Кирк Дуглас), который командует пехотным полком.

Оригинальное название: Paths of Glory Действие киноромана развертывается в 1916 году на Западном фронте. Полковник Дэкс командует пехотным полком французской...

Все видео

Провал операции очевиден изначально, но когда атака заканчивается полной неудачей, генерал приказывает судить и расстрелять за трусость троих человек, выбранных произвольным образом. Полковник Дакс — в прошлом адвокат по уголовным делам — готовит речь в защиту своих солдат. Однако исход трибунала кажется предрешённым, ведь, по словам самого командующего, «лучший способ поддержания дисциплины — время от времени ставить к стенке кого-нибудь из подчинённых»Михаилу Трофименкову этот фарс с предрешённым смертным приговором напомнил сталинские суды 1930-х..

Сцена в таверне

Наибольшие споры среди пишуших о фильме вызывает последняя сцена с участием немки Кристиан Харлан (по окончании съёмок ставшей женой режиссёра). Попавшая в плен молодая немка, осыпанная непристойными шутками и улюлюканьем собравшихся в таверне солдат, со слезами на глазах заводит патриотическую песню «Верный гусар», а расчувствованные солдаты неприятельской армии начинают разделять её эмоции и даже пытаются подпевать. Одни рецензенты рассматривали такой финал как неуместное в острореалистическом фильме вторжение слащавой сентиментальности, другие — как едкий комментарий режиссёра по поводу простых солдат, которые без этой сцены могли бы показаться идеализированными Дж. Розенбаума.

Роджер Эберт отмечает, что это тот редкий в кино случай, когда песня в конце фильма служит не эмоциональным высвобождением, а очередным «поворотом ножа» в сердце зрителя. Отступая от буквального следования фабуле, режиссёр тем не менее остаётся верен основной теме фильма. И девушка, и наблюдающие за ней солдаты равно несвободны — вынуждены «плясать под дудку» тех, кто заказывает музыку. Эберта особенно впечатлила решимость молодого режиссёра, несмотря на прессинг со стороны продюсеров, закончить фильм на пессимистической ноте.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить