КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В прошлом году в Мариенбаде
В 1963 году писатель и режиссер Адонис Киру объявил фильм тотальным триумфом в своей влиятельной книге «Сюрреализм и кино»Ado Kyrou, Le Surréalisme au cinéma. ([Paris]: Le Terrain Vague, 1963) p.206., указав, что неоднозначность окружающей среды и неопределенность мотивов внутри фильма являются теми вопросами, которые волнуют сюрреализм в кино. Другой сторонник фильма, актер и сюрреалист Жак Брюниус объявил, что «Мариенбад» — это величайший фильм из когда-либо созданныхJacques Brunius, «Every Year in Marienbad», in Sight & Sound, v.31, no.3 (summer 1962), pp.122-127 and 153..
К менее почетным оценкам относится включение «Мариенбада» в список «Пятьдесят худших фильмов всех времен», составленный критиками Гарри Медведом, Рэнди Дрейфуссом и Майклом Медведом. Авторы сатирически оценили сюрреалистический стиль фильма и процитировали многочисленных критиков, которые нашли этот фильм претенциозным и/или не доступным пониманию. Кинокритик Полин Каэль назвала его «экспериментальным фильмом о высокой моде, обманом в ледяном дворце… вечеринкой без веселья для не-людей»Pauline Kael, «The Come-Dressed-as-the-Sick-Soul-of-Europe Parties», in I Lost It at the Movies. (Boston: Atlantic Monthly Press, 1965) p.186..
Фильм породил кратковременное безумие по поводу игры Ним, в которую играют герои фильма.
стихи: "Утром" и "вспоминая тебя" Пол Дома видео: фильм Алена Рене "Прошлым летом в Мариенбаде" музыка: Зоя Ященко и Белая Гвардия "С крыши город..."Все видео
Награды и номинации
Год | Фестиваль/Награждающий орган | Награда или номинация/ категория | Кто награждён |
---|---|---|---|
1961 | Венецианский кинофестиваль | Золотой лев | Ален Рене |
1962 | Итальянский национальный синдикат киножурналистов | Номинация на Серебряную ленту лучшему иностранному режиссеру | Ален Рене |
1963 | Французский синдикат кинокритиков | Премия критики за лучший фильм | Ален Рене |
1963 | Премия Хьюго | Номинация на премию за лучшую драматическую презентацию | Ален Роб-Грийе (сценарий), Адольфо Биой Касарес (роман), Ален Рене (сценарий, режиссер) |
1963 | Премия БАФТА | Номинация на премию за лучший фильм | Ален Рене (режиссер), Робер Дорфманн (продюсер) |
1963 | Оскар | Номинация на Оскар за лучший сценарий | Ален Роб-Грийе |
В 1962 году фильм был представлен от Франции на Оскар как лучший фильм на иностранном языке, но не попал в число номинантовMargaret Herrick Library, Academy of Motion Picture Arts and Sciences. Однако в 1963 году Роб-Грийе все-таки получил номинацию на Оскар в категории лучший сценарий.
Фильму было отказано в участии в конкурсной программе Каннского фестиваля, поскольку режиссер Ален Рене подписал Манифест 121 Жана-Поля Сартра против алжирской войны.
Трактовки
Существует много объяснений происходящего в фильме, в том числе: что это версия мифа об Орфее и Эвридике, что показаны отношения между пациентом и психоаналитиком, что все происходит в сознании женщины (эти три возможных трактовки приведены Роем Армсом в книге «Кино Алена Рене») Roy Armes, The Cinema of Alain Resnais. (London, New York: Zwemmer, A.S Barnes, 1968) p.184., что все происходит в сознании мужчины и отображает его отказ признать, что он убил женщину, которую любилJohn Ward, Alain Resnais, or the Theme of Time. (London: Secker & Warburg, 1968) p.39., что герои являются призраками или мертвыми душами в лимбеCited by Jean-Louis Leutrat, L’Année dernière à Marienbad; trans. by Paul Hammond. (London: BFI Publishing, 2000) pp.28-30.. Существуют и другие трактовки.
Отмечалось, что атмосфера фильма напоминает сновидение, что структуру фильма можно понять как аналогию повторяющегося снаJacques Brunius, «Every Year in Marienbad», in Sight & Sound, v.31, no.3 (summer 1962), pp.124-126. и даже, что встреча мужчины с женщиной представляет собой воспоминание о сновидении, или просто является сновидениемRobert Benayoun, Alain Resnais: arpenteur de l’imaginaire. Paris: Ramsay, 2008. p.99-100..
Обращалось внимание, по крайней мере, в начале, на указания, данные Робом-Грийе во вступлении к сценарию: «Таким образом возможны два подхода: либо зритель попытается восстановить некий декартовский план — самый линейный, самый рациональный, который он сможет составить — и этот зритель конечно решит, что фильм сложный или вообще не поддающийся осмыслению, или зритель позволит себе последовать за удивительными образами перед ним […], и этому зрителю фильм покажется самым простым из всех, которые он видел: фильм адресован исключительно к его чувственной стороне, к его способности видеть, слышать и сопереживать» Ален Роб-Грийе. Вступление к кинороману «В прошлом году в Мариенбаде» (London: John Calder, 1962) pp.17-18..
Роб-Грийе сделал также следующее предложение относительно того, как можно рассматривать эту работу: «Фильм в целом, на самом деле, это история убеждения: он говорит о реальности, которую герой творит из собственного видения, из собственных слов» Ален Роб-Грийе. Вступление к кинороману «В прошлом году в Мариенбаде» (London: John Calder, 1962) p.12.. Рене со своей стороны дал более абстрактное объяснение смысла фильма: «Для меня этот фильм является попыткой, все еще очень грубой и очень примитивной, приблизиться к пониманию сложности мысли, механизма ее функционирования»Из интервью журналу «Кайе дю синема», цитируется по Robert Benayoun, Alain Resnais: arpenteur de l’imaginaire. Paris: Ramsay, 2008. pp.105-106.
Влияние
Воздействие «В прошлом году в Мариенбаде» на других режиссеров широко признано и подтверждено многочисленными примерами, охватывая творчество как французских режиссеров Аньес Варда, Маргерит Дюра и Жака Риветта, так и авторитетных международных режиссеров, таких как Ингмар Бергман и Федерико ФеллиниRobert Benayoun, Alain Resnais: arpenteur de l’imaginaire. Paris: Ramsay, 2008. p.106.. «Сияние» Стенли КубрикаE.g. , by Mark Polizzotti (an essay for the Criterion Collection). [Retrieved 11 November 2011] и «Внутренняя империя» Дэвида ЛинчаE.g. , by Mark Harris, in The New York Times, 13 January 2008. [Retrieved 11 November 2011] часто называют среди фильмов, демонстрирующих влияние «Мариенбада». Питер Гринуэй сказал, что «Мариенбад» оказал самое важное влияние на его режиссерскую работу: an interview with John Whitley in The Daily Telegraph, 14 June 2004. [Retrieved 11 November 2011].
Визуальный стиль фильма имитировался во многих телевизионных рекламных роликах и фотографии высокой моды, [review] by Philip French, in The Observer, 22 April 2007. [Retrieved 11 November 2011].
Визуальный ряд фильма положен в основу музыкального видео на сингл 1994 года «To the End» британской рок-группы Blur.
Фильм стал главным источником вдохновения для весенне-летней коллекции 2011 года Шанель, разработанной Карлом Лагерфельдом, by Suzy Menkes, in The New York Times, 5 October 2010. [Retrieved 11 November 2011]. Поскольку костюмы для фильма создала Коко Шанель, Лагерфельд черпал вдохновение из ее работы, а само шоу было оформлено фонтаном и копией знаменитого сада из фильма.