КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В прошлом году в Мариенбаде


В 1963 году писатель и режиссер Адонис Киру объявил фильм тотальным триумфом в своей влиятельной книге «Сюрреализм и кино»Ado Kyrou, Le Surréalisme au cinéma. ([Paris]: Le Terrain Vague, 1963) p.206., указав, что неоднозначность окружающей среды и неопределенность мотивов внутри фильма являются теми вопросами, которые волнуют сюрреализм в кино. Другой сторонник фильма, актер и сюрреалист Жак Брюниус объявил, что «Мариенбад» — это величайший фильм из когда-либо созданныхJacques Brunius, «Every Year in Marienbad», in Sight & Sound, v.31, no.3 (summer 1962), pp.122-127 and 153..

К менее почетным оценкам относится включение «Мариенбада» в список «Пятьдесят худших фильмов всех времен», составленный критиками Гарри Медведом, Рэнди Дрейфуссом и Майклом Медведом. Авторы сатирически оценили сюрреалистический стиль фильма и процитировали многочисленных критиков, которые нашли этот фильм претенциозным и/или не доступным пониманию. Кинокритик Полин Каэль назвала его «экспериментальным фильмом о высокой моде, обманом в ледяном дворце… вечеринкой без веселья для не-людей»Pauline Kael, «The Come-Dressed-as-the-Sick-Soul-of-Europe Parties», in I Lost It at the Movies. (Boston: Atlantic Monthly Press, 1965) p.186..

Фильм породил кратковременное безумие по поводу игры Ним, в которую играют герои фильма.

стихи: "Утром" и "вспоминая тебя" Пол Дома видео: фильм Алена Рене "Прошлым летом в Мариенбаде" музыка: Зоя Ященко и Белая Гвардия "С крыши город..."

Все видео

Награды и номинации

Год Фестиваль/Награждающий орган Награда или номинация/ категория Кто награждён
1961 Венецианский кинофестиваль Золотой лев Ален Рене
1962 Итальянский национальный синдикат киножурналистов Номинация на Серебряную ленту лучшему иностранному режиссеру Ален Рене
1963 Французский синдикат кинокритиков Премия критики за лучший фильм Ален Рене
1963 Премия Хьюго Номинация на премию за лучшую драматическую презентацию Ален Роб-Грийе (сценарий), Адольфо Биой Касарес (роман), Ален Рене (сценарий, режиссер)
1963 Премия БАФТА Номинация на премию за лучший фильм Ален Рене (режиссер), Робер Дорфманн (продюсер)
1963 Оскар Номинация на Оскар за лучший сценарий Ален Роб-Грийе

В 1962 году фильм был представлен от Франции на Оскар как лучший фильм на иностранном языке, но не попал в число номинантовMargaret Herrick Library, Academy of Motion Picture Arts and Sciences. Однако в 1963 году Роб-Грийе все-таки получил номинацию на Оскар в категории лучший сценарий.

Фильму было отказано в участии в конкурсной программе Каннского фестиваля, поскольку режиссер Ален Рене подписал Манифест 121 Жана-Поля Сартра против алжирской войны.

Трактовки

Существует много объяснений происходящего в фильме, в том числе: что это версия мифа об Орфее и Эвридике, что показаны отношения между пациентом и психоаналитиком, что все происходит в сознании женщины (эти три возможных трактовки приведены Роем Армсом в книге «Кино Алена Рене») Roy Armes, The Cinema of Alain Resnais. (London, New York: Zwemmer, A.S Barnes, 1968) p.184., что все происходит в сознании мужчины и отображает его отказ признать, что он убил женщину, которую любилJohn Ward, Alain Resnais, or the Theme of Time. (London: Secker & Warburg, 1968) p.39., что герои являются призраками или мертвыми душами в лимбеCited by Jean-Louis Leutrat, L’Année dernière à Marienbad; trans. by Paul Hammond. (London: BFI Publishing, 2000) pp.28-30.. Существуют и другие трактовки.

Отмечалось, что атмосфера фильма напоминает сновидение, что структуру фильма можно понять как аналогию повторяющегося снаJacques Brunius, «Every Year in Marienbad», in Sight & Sound, v.31, no.3 (summer 1962), pp.124-126. и даже, что встреча мужчины с женщиной представляет собой воспоминание о сновидении, или просто является сновидениемRobert Benayoun, Alain Resnais: arpenteur de l’imaginaire. Paris: Ramsay, 2008. p.99-100..

Обращалось внимание, по крайней мере, в начале, на указания, данные Робом-Грийе во вступлении к сценарию: «Таким образом возможны два подхода: либо зритель попытается восстановить некий декартовский план — самый линейный, самый рациональный, который он сможет составить — и этот зритель конечно решит, что фильм сложный или вообще не поддающийся осмыслению, или зритель позволит себе последовать за удивительными образами перед ним […], и этому зрителю фильм покажется самым простым из всех, которые он видел: фильм адресован исключительно к его чувственной стороне, к его способности видеть, слышать и сопереживать» Ален Роб-Грийе. Вступление к кинороману «В прошлом году в Мариенбаде» (London: John Calder, 1962) pp.17-18..

Роб-Грийе сделал также следующее предложение относительно того, как можно рассматривать эту работу: «Фильм в целом, на самом деле, это история убеждения: он говорит о реальности, которую герой творит из собственного видения, из собственных слов» Ален Роб-Грийе. Вступление к кинороману «В прошлом году в Мариенбаде» (London: John Calder, 1962) p.12.. Рене со своей стороны дал более абстрактное объяснение смысла фильма: «Для меня этот фильм является попыткой, все еще очень грубой и очень примитивной, приблизиться к пониманию сложности мысли, механизма ее функционирования»Из интервью журналу «Кайе дю синема», цитируется по Robert Benayoun, Alain Resnais: arpenteur de l’imaginaire. Paris: Ramsay, 2008. pp.105-106.

Влияние

Воздействие «В прошлом году в Мариенбаде» на других режиссеров широко признано и подтверждено многочисленными примерами, охватывая творчество как французских режиссеров Аньес Варда, Маргерит Дюра и Жака Риветта, так и авторитетных международных режиссеров, таких как Ингмар Бергман и Федерико ФеллиниRobert Benayoun, Alain Resnais: arpenteur de l’imaginaire. Paris: Ramsay, 2008. p.106.. «Сияние» Стенли КубрикаE.g. , by Mark Polizzotti (an essay for the Criterion Collection). [Retrieved 11 November 2011] и «Внутренняя империя» Дэвида ЛинчаE.g. , by Mark Harris, in The New York Times, 13 January 2008. [Retrieved 11 November 2011] часто называют среди фильмов, демонстрирующих влияние «Мариенбада». Питер Гринуэй сказал, что «Мариенбад» оказал самое важное влияние на его режиссерскую работу: an interview with John Whitley in The Daily Telegraph, 14 June 2004. [Retrieved 11 November 2011].

Визуальный стиль фильма имитировался во многих телевизионных рекламных роликах и фотографии высокой моды, [review] by Philip French, in The Observer, 22 April 2007. [Retrieved 11 November 2011].

Визуальный ряд фильма положен в основу музыкального видео на сингл 1994 года «To the End» британской рок-группы Blur.

Фильм стал главным источником вдохновения для весенне-летней коллекции 2011 года Шанель, разработанной Карлом Лагерфельдом, by Suzy Menkes, in The New York Times, 5 October 2010. [Retrieved 11 November 2011]. Поскольку костюмы для фильма создала Коко Шанель, Лагерфельд черпал вдохновение из ее работы, а само шоу было оформлено фонтаном и копией знаменитого сада из фильма.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить