КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Вид на жительство (фильм, 1972)


Русское названиеВид на жительство
СценаристСергей Михалков
Александр Шлепянов
РежиссёрОмар Гвасалия
Александр Стефанович
АктёрыАльберт Филозов
Виктория Федорова
Инна Сергеева
Леонид Оболенский
Жанрдрама
СтранаСССР
Год1972
КомпанияМосфильм
Время89 мин
imdb_id0332814



«Ви́д на́ жи́тельство» — художественный фильм режиссёров Омара Гвасалия и Александра Стефановича снятый в 1972 году на киностудии Мосфильм.

Сюжет

1972 год. Молодой врач-психиатр из Ленинграда, воспользовавшись туристической поездкой, «выбирает свободу» и остаётся за рубежом. Однако «развитой капитализм» оказывается для русского человека неприемлем экзистенциально…

1972 год. Молодой врач-психиатр из Ленинграда, воспользовавшись туристической поездкой, «выбирает свободу» и остается за рубежом. Однако «развитой капитализм...

Все видео

История фильма

  • Режиссер А.Стефанович утверждает, что он и Омар Гвасалия, вместе со сценаристом Александром Шлепяновым и Сергеем Михалковым изначально намеревались дать возможность объединиться на одной площадке В. Высоцкому и Марине Влади и снять —
«тонкий психологический фильм о неприкаянности, о трагической необходимости расставания с родиной, в которой властвуют проклятые коммунисты. Это будет фильм о невостребованности таланта… Фильм о том, как затравленный диссидент Высоцкий бежит на Запад и встречает там свою любовь — Марину Влади, как они ностальгируют по России под песни, которые мог написать Высоцкий… То есть это была бы чистая гарантия того, что фильм посмотрит сто миллионов зрителей…»Тополь Э., Стефанович А. «Я хочу твою девушку». М., АСТ, 2000.. 


«Мы хотели снимать в главной роли Высоцкого, но нас вызвали в КГБ и категорически это запретили. „Ну, за что они меня так ненавидят?!“ — чуть не плакал Высоцкий, когда я сообщил ему об этом. Не разрешили снимать и художника Илью Глазунова. В итоге главного героя сыграл начинающий актер Альберт Филозов, для которого эта роль стала звездной». 


Музыкальное оформление

  • Композиторы: Леонид Гарин, Георгий Гаранян
  • Концертный Эстрадный оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио
  • Запись музыки: В. Бабушкин

В ролях

  • Альберт Филозов — Ростислав Савельев
  • Виктория Фёдорова — Хилари
  • Леонид Оболенский — князь
  • Инна Сергеева — Джой
  • Леонид Недович — Рандольф
  • Владимир Сапожнин — психоаналитик
  • Александр Ильин — Карпов
  • Н.Волк-Леонович — генеральша Кутасова
  • Владимир Зайцев — Нечволодов
  • Антс Эскола — комиссар полиции
  • В.Горденев — антиквар
  • М.Садкович — мистер Игорь
  • Л.Бернес
  • Вячеслав Гостинский
  • Т.Иванова
  • Мария Ирд
  • С.Кетлерова
  • Алексей Коняшин
  • Александр Лемберг
  • В.Николаев
  • У.Олдридж
  • Виктор Персик
  • Сергей Полежаев
  • К.Сингх
  • С.Фролов
  • Х.Хасимото
  • Ираклий Хизанишвили
  • Н.Хмара
  • С.Хольцман
  • В.Френкель
  • Н.Чуриков
  • Георгий Шевцов
  • А.Юдина

Интересные факты

  • Действие фильма помечено 1972 годом — 4 июня этого года из Ленинграда в Вену был выслан Иосиф Бродский.
  • Герой Филозова читает Старому князю — Оболенскому — стихотворение Пушкина «Из Пиндемонти».
  • Герой звонит матери — в Колпино.
  • Сцена визита героев Филозова и Виктории Фёдоровой на приём к «русской бабушке» (Н. Волк-Леонович) — могла послужить явным источником вдохновения для фильма Коста-Гавраса «Свет женщины» / «Clair de femme», 1979, — когда Роми Шнайдер и Ив Монтан оказываются на колоритной вечеринке у Лилии Кедровой.
  • Несомненным источником вдохновения авторам «Вида на жительство» служила образность «Сладкой жизни» / «Lа dolce vita» Феллини.
  • Феллиниевскому «стриптизу» из «Сладкой жизни» в советском фильме корреспондирует разнузданный танец двух женщин в трико телесного цвета (общий генезис поэтики обеих сцен восходит, по-видимому, к Мейерхольду, спектаклям «Д. Е.», 1924, «Список благодеяний», 1931.)
  • Действие происходит в «абстрактной капиталистической стране» — «собирательный образ» дал Восточный Берлин, где проходили съёмки.
  • Альберт Филозов вспоминал:
«Ассистент режиссёра картины „Вид на жительство“ ходила по театрам, искала актёра „с ненадёжной внешностью“ и увидела в фойе мой портрет, разыскала, пригласила на пробы. Я думал, что, как обычно, дело дальше фотопроб не пойдёт, но прямо с порога режиссёры переглянулись и в один голос произнесли: „Этот может“. Оказалось, что мой персонаж — советский учёный, который едет за рубеж по туристической путёвке и там остается. Так меня сразу утвердили на роль. (…) Самое удивительное, что чуть ли не все, кто делал эту картину, уехали из страны. А я до сих пор здесь и уезжать никуда не собираюсь» .  
  • Уехали: Виктория Фёдорова (в Америку) и Инна Сергеева (в Германию), Юрий Сокол (в Австралию) и Александр Шлепянов (в Англию), Александр Стефанович (во Францию), гражданином другого государства стал Омари Гвасалия, в шаге от эмиграции всегда был Анатолий Брусиловский… Остались «верны Родине»: С. В. Михалков, Л. Л. Оболенский, А. Л. Филозов…

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Сергей Михалков, Александр Шлепянов
  • Режиссёр: Омар Гвасалия, Александр Стефанович
  • Оператор: Юрий Сокол
  • Художник: Анатолий Брусиловский
  • Помощник режиссера: Б.Урецкий
  • Ассистент оператора: В.Шевцик
  • Монтаж: Э.Тобак
  • Звук: В.Лагутина
  • Редактор: Р.Буданцева
  • Грим: В.Болотникова
  • Костюмы: Н.Валуцкая
  • Ассистенты режиссера: В.Ковалева, А.Романенко, В.Лымарев
  • Ассистент оператора: Б.Бондаренко
  • Свет: Л.Подсухский
  • Директор картины: Э.Вайсберг

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить