КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Зеркало для героя
Создатели фильма
Съёмочная группа
- Автор сценария: Надежда Кожушаная
- Режиссёр: Владимир Хотиненко
- Оператор: Евгений Гребнев
- Художник: Михаил Розенштейн, Сергей Карнет
- Композитор: Борис Петров
В ролях
- Сергей Колтаков — Сергей Кириллович Пшеничный
- Иван Бортник — Андрей Иванович Немчинов
- Борис Галкин — Кирилл Иванович Пшеничный в молодости
- Феликс Степун — Кирилл Иванович Пшеничный в старости
- Наталья Акимова — Лида, мать Сергея Пшеничного в 1949-м
- Елена Гольянова — Роза
- Яков Степанов — Сашка-танкист (озвучивает Авангард Леонтьев)
- Виктор Смирнов — директор шахты Тюкин
- Николай Стоцкий — Фёдор Петренко, молодой шахтер
- Сергей Паршин — шахтёр-стахановец Пухарев
- Александр Песков — милиционер Рябенко
Призы и награды
- Номинация российской киноакадемии «Ника» «Лучшая сценарная работа» 1988 г.
- Приз Витторио де Сика в Италии
- Спецприз на фестивале в Баку
Музыка
- Серенада Смита из оперы Бизе «Пертская красавица» в исполнении Геннадия Пищаева (звучит в начале фильма)
- «Последнее письмо», «Казанова», рок-группа Nautilus Pompilius
- «Офицерский вальс», Леонид Утёсов
- Монолог из оперы Вагнера «Тангейзер» в исполнении В. Богачёва (поёт пленный немец на грузовике)
- Сергей Рахманинов. «Всенощная. Ныне отпущаещи». Солист Константин Огневой (звучит в конце фильма)
- Матвей Блантер. «Враги сожгли родную хату» (поет сам Немчинов под аккордеон)
Интересные факты
- Тема диссертации Сергея Пшеничного «Особенности пространственной организации биоэлектрической активности мозга во время речевых актов» была записана Надеждой Кожушаной, когда она подрабатывала машинисткой, так как поразила её воображение.
- В сцене фильма, где герой Пшеничного падает вместе с бревном в лужу, Сергей Колтаков упал на съемке действительно случайно, последующая его реплика «Устал я нынче» — импровизация.
История создания
Написание сценария
История написания сценария многоэтапная. В 1984 году Владимир Хотиненко обратился к Надежде Кожушаной с предложением написать фильм для детей и юношества об их детстве — 1960-х годах (они ровесники и земляки) и родном городе Свердловске. Так появился сценарий фильма «Воскресный день», где центральным событием является приезд Фиделя Кастро на Уралмаш (исторический факт), по ходу подготовки к этому событию рассказано несколько историй детей — из семей разного контингента: интеллигенции и шпаныКнига «Прорва и другие киносценарии», Издательство «СЕАНС», «Амфора», Санкт-Петербург, 2007 г.. Тема детства, периода молодости родителей Владимира и Надежды была для них ценной и поэтому нашла отражение в следующем этапе — сценарий на студии ставить не разрешили. Взамен редактор предложил «горящую единицу» — патриотическую повесть Святослава Рыбаса про шахтёров конца 1940-х годов для экранизации.На протяжении двух месяцев Надежда писала сценарий, но результатом не была удовлетворена. Сам факт чисто механического попадания людей в прошлое не казался ей оригинальной идеей для кино. Затем пришла мысль о повторяющемся дне.Надежда Кожушаная: Удалось, придумать, считаю, хороший ход. Помнишь, все время повторяющийся день? Прошлое не подпускает нас к себе. Можно изучать и принимать его как есть. Не более. Терпеть не могу, когда говорят: надо было делать так или так. Нам ли судить?Лия Гинцель, «Кино — работа ручная, считает кинодраматург Надежда Кожушаная» // газета г. Екатеринбург, 02.06.1992
Двое случайных знакомых, Сергей Пшеничный и Андрей Немчинов, волею загадочных обстоятельств переносятся почти на 40 лет назад. Этот день — 8 мая 1949 года — ...Все видео
Владимир Хотиненко: Я помню этот момент, я к ней пришёл, она мне говорит: «Ты только не торопись говорить „Нет“». Но когда она это сказала, про зацикленность дня, у меня аж мурашки по коже.
Далее появилась возможность развивать в двух главных героях принципиально различное отношение к повторяющемуся дню. Важная тема для авторов фильма — неразрешимого конфликта времен, отцов и детей, получила острое развитие, так как изменить прошлое и полноценно жить в нем оказалось нельзя, но понять и полюбить возможно.Прототипом Отца Сергея Пшеничного напрямую является отец Надежды Кожушаной Ямшанов Павел Иванович.Во время работы над сценарием Надежда проводила много времени в архивах, изучая газеты 1940-х годов, используя информацию, атмосферу. В одной из сцен Андрей Немчинов зачитывает газету, цитата из фильма: Столько времени прошло, а проблемы все те же…
Съёмки фильма
Фильм снимали в посёлке Абакумова в Донецке, в поселке Кураховка Донецкой области и посёлке Боково-Платово Луганской области, а также на границе Донецка и Макеевки в Червоногвардейском районе Макеевки, пос. Карла-Маркса, вблизи улицы Потёмкина. ул.Прокатчиков(Донецк)
Страницы: 1 2