КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Жертвоприношение (фильм, 1986)


Русское названиеЖертвоприношение
Оригинальное названиеOffret
Жанрдрама
мистика
РежиссёрАндрей Тарковский
АктёрыЭрланд Юзефсон
imdb_id0091670
Время145 мин.
СтранаШвеция
Великобритания
Франция
ПродюсерАнна Лена Вибум
СценаристАндрей Тарковский
МузыкаИ.С. Бах, шведская и японская народная музыка
ОператорСвен Нюквист
КомпанияSvenska Filminstitutet,
Argos Films,
Film Four International
Год1986

«Жертвоприношение» (svOffret) — философская драма, снятая Андреем Тарковским в 1986 году в Швеции и ставшая последним фильмом режиссёра.

Картина завоевала Гран-при Канского кинофестиваля (1986), приз ФИПРЕССИ (1986), приз Британской киноакадемии (1988) и другие награды.

Сюжет

На острове Готланд живет Александр, журналист, писатель, бывший актёр. Действие фильма происходит в его день рождения. У него жена Аделаида, дочь Марта и сын, маленький немой мальчик (после операции на связках). Он сажает дерево. Почтальон Отто, бывший учитель истории и философ, доставляет ему открытку "Много счастливых возвращений!". Потом приезжает Виктор, врач и друг семьи. Он предлагает подвезти их до дома. Но Александр остаётся и рассказывает Маленькому человеку как они с Аделаидой нашли свой дом и как они его любят.

Сцена, монолог из фильма Жертвоприношение / OFFRET/ The Sacrifice (1986) «Жертвоприношение», последний фильм, Андрея Тарковского. Идея фильма взята из киносц...

Все видео

После они все собираются в доме. Служанка Джулия готовит обед. Подарки, книги, иконы, карты Европы семнадцатого века, моментально развлекают героев, погружая их в прошлое, где истоки их веры и происхождения. Все замечают странное поведение Марии ("Она пугает меня"). Отто заявляет, что он собирает "странные и необъяснимые события". Время, кажется, остановилось, но на самом деле жизнь полна разговоров, жестов, чувств. Только гости собираются сесть за стол, как по радио объявляют, что началась ядерная война. В отчаянии главный герой заявляет, что принесёт в жертву всё, что любит ("Я дам Тебе всё, что я имею; семью, дом, Маленького человека") если только всё это прекратится. Отто советует Александру уйти и переспать с горничной Марией. Отто считает, что Мария ведьма. Александр так и поступает.

На следующее утро всё выглядит нормально. Ему кажется, что ничего не было. Тем не менее, он не забыл обещание данное Богу. Он обманом уводит семью на прогулку и поджигает дом. Увидев пожар, семья бежит назад. Появляется Мария, Александр хочет подойти к ней, но семья его останавливает. Внезапно появляется медицинская машина и два медика идут за Александром и увозят его. Мария едет за ним на велосипеде, но внезапно останавливается у дерева, посаженного Маленьким человеком. Она видит как он поливает дерево. Как только она уходит он, лёжа у дерева, произносит единственную за весь фильм фразу: "В начале было Слово. Почему, Папа?". Как и вначале играет музыка Иогана Себастьяна Баха Страсти по Матфею.

Интересные факты

  • Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма», написанного Аркадием Стругацким.
  • Тарковский в течение нескольких дней искал место для сцены атомной катастрофы и паники. Он нашёл его — это был тоннель, лестница и небольшая площадь перед ними. Там и была снята эта ужасная и, вместе с тем, прекрасная сцена. А через некоторое время здесь был убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме. Убийца стоял на том самом месте, где находилась камера во время съёмок фильма.
  • Почтальон Отто, как персонаж картины, является своеобразной данью памяти Тарковского одному из своих постоянных актёрских талисманов Анатолию Солоницыну, чьё настоящее имя - Отто, умершему в 1982 году от рака лёгких.
  • Сцена горения дома снималась два раза — в первый раз у камеры (Arriflex) отказала грейферная система, и плёнка встала. Дом сгорел впустую. Декорация дома была вновь выстроена, и съёмку провели снова. На этот раз тремя камерами. Если бы сцену пожара не пересняли, Тарковский убрал бы своё имя с картины.
  • Пока шли съёмки, оператор Свен Нюквист долгое время не мог понять, почему Андрей Тарковский всё время смотрит в камеру. Он даже обижался, пока Андрей не объяснил ему, что только глядя в глазок камеры он представляет себе мизансцену.
  • Для финальной сцены Тарковский выдвинул следующие требования к погоде: должно быть пасмурно; хорошо, чтобы были белые, пышные облака и чтобы внезапно выглянуло солнце. В кадре виден именно этот эффект: отражающееся в воде солнце и ползущие по небу тяжёлые белые облака.
  • Эстетика фильма во многом повлияла на западных интеллектуалов. Так, в клипе американской рок-группы «R.E.M.» «Losing My Religion» присутствуют прямые цитаты из фильма.

Награды и номинации

Награды

  • 1986 — Каннский кинофестиваль
    • Гран-при — Андрей Тарковский
    • Приз за художественный вклад — Свен Нюквист
    • Приз ФИПРЕССИ — Андрей Тарковский
    • Приз экуменического жюри — Андрей Тарковский
  • 1988
    • Премия BAFTA (1988) — Лучший фильм на иностранном языке (режиссёр — Андрей Тарковский; Швеция, Франция, Великобритания)

Номинации

  • 1986 — Каннский кинофестиваль
    • Золотая пальмовая ветвь — Андрей Тарковский

Музыка

  • "Страсти по Матфею" Erbarme DichИоганн Себастьян БахWolfgang Gönnenwein (дирижёр) / Юлия Хамари (Альт)EMI-Electrola GmbH LC 0233
  • Watazumido-Shuso, Хоттику (海童道祖 法竹)""Shingetsu" (心月)"Nezasa No Shirabe" (根笹調)"Dai-Bosatsu" (大菩薩)The Everest Records Group 3289
  • "Locklåtar från Dalarna och Härjedalen"Elin Lisslass, Karin Edvards Johansson, Tjugmyr Maria Larsson, o.a.SR Records RELP 5017

В ролях

  • Эрланд Юзефсон — Александр
  • Аллан Эдвалль — Отто
  • Валери Мересс — Юлия
  • Сьюзен Флитвуд — Аделаида
  • Гудрун Гисладоттир — Мария
  • Свен Вольтер — Виктор
  • Филиппа Францен — Марта
  • Томми Чельквист — Малыш

В СССР фильм впервые был показан в 1988 году с одноголосым закадровым озвучанием киностудии «Мосфильм».

  • Режиссёр озвучания — Александр Гордон.
  • Звукооператор — Евгения Потоцкая.
  • Автор литературного перевода — Виктория Чаева.
  • Редактор — Лидия Балашова.
  • Текст читал Рудольф Панков.

Книги

  • Лейла Александер-Гарретт . — Лондон.: Cygnnet, 2011. — 206 с. ISBN 978-0-9570416-0-8.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить