КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Жертвоприношение (фильм, 1986)
Русское название | Жертвоприношение |
Оригинальное название | Offret |
Жанр | драма мистика |
Режиссёр | Андрей Тарковский |
Актёры | Эрланд Юзефсон |
imdb_id | 0091670 |
Время | 145 мин. |
Страна | Швеция Великобритания Франция |
Продюсер | Анна Лена Вибум |
Сценарист | Андрей Тарковский |
Музыка | И.С. Бах, шведская и японская народная музыка |
Оператор | Свен Нюквист |
Компания | Svenska Filminstitutet, Argos Films, Film Four International |
Год | 1986 |
«Жертвоприношение» (svOffret) — философская драма, снятая Андреем Тарковским в 1986 году в Швеции и ставшая последним фильмом режиссёра.
Картина завоевала Гран-при Канского кинофестиваля (1986), приз ФИПРЕССИ (1986), приз Британской киноакадемии (1988) и другие награды.
Сюжет
На острове Готланд живет Александр, журналист, писатель, бывший актёр. Действие фильма происходит в его день рождения. У него жена Аделаида, дочь Марта и сын, маленький немой мальчик (после операции на связках). Он сажает дерево. Почтальон Отто, бывший учитель истории и философ, доставляет ему открытку "Много счастливых возвращений!". Потом приезжает Виктор, врач и друг семьи. Он предлагает подвезти их до дома. Но Александр остаётся и рассказывает Маленькому человеку как они с Аделаидой нашли свой дом и как они его любят.
Сцена, монолог из фильма Жертвоприношение / OFFRET/ The Sacrifice (1986) «Жертвоприношение», последний фильм, Андрея Тарковского. Идея фильма взята из киносц...Все видео
После они все собираются в доме. Служанка Джулия готовит обед. Подарки, книги, иконы, карты Европы семнадцатого века, моментально развлекают героев, погружая их в прошлое, где истоки их веры и происхождения. Все замечают странное поведение Марии ("Она пугает меня"). Отто заявляет, что он собирает "странные и необъяснимые события". Время, кажется, остановилось, но на самом деле жизнь полна разговоров, жестов, чувств. Только гости собираются сесть за стол, как по радио объявляют, что началась ядерная война. В отчаянии главный герой заявляет, что принесёт в жертву всё, что любит ("Я дам Тебе всё, что я имею; семью, дом, Маленького человека") если только всё это прекратится. Отто советует Александру уйти и переспать с горничной Марией. Отто считает, что Мария ведьма. Александр так и поступает.
На следующее утро всё выглядит нормально. Ему кажется, что ничего не было. Тем не менее, он не забыл обещание данное Богу. Он обманом уводит семью на прогулку и поджигает дом. Увидев пожар, семья бежит назад. Появляется Мария, Александр хочет подойти к ней, но семья его останавливает. Внезапно появляется медицинская машина и два медика идут за Александром и увозят его. Мария едет за ним на велосипеде, но внезапно останавливается у дерева, посаженного Маленьким человеком. Она видит как он поливает дерево. Как только она уходит он, лёжа у дерева, произносит единственную за весь фильм фразу: "В начале было Слово. Почему, Папа?". Как и вначале играет музыка Иогана Себастьяна Баха Страсти по Матфею.
Интересные факты
- Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма», написанного Аркадием Стругацким.
- Тарковский в течение нескольких дней искал место для сцены атомной катастрофы и паники. Он нашёл его — это был тоннель, лестница и небольшая площадь перед ними. Там и была снята эта ужасная и, вместе с тем, прекрасная сцена. А через некоторое время здесь был убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме. Убийца стоял на том самом месте, где находилась камера во время съёмок фильма.
- Почтальон Отто, как персонаж картины, является своеобразной данью памяти Тарковского одному из своих постоянных актёрских талисманов Анатолию Солоницыну, чьё настоящее имя - Отто, умершему в 1982 году от рака лёгких.
- Сцена горения дома снималась два раза — в первый раз у камеры (Arriflex) отказала грейферная система, и плёнка встала. Дом сгорел впустую. Декорация дома была вновь выстроена, и съёмку провели снова. На этот раз тремя камерами. Если бы сцену пожара не пересняли, Тарковский убрал бы своё имя с картины.
- Пока шли съёмки, оператор Свен Нюквист долгое время не мог понять, почему Андрей Тарковский всё время смотрит в камеру. Он даже обижался, пока Андрей не объяснил ему, что только глядя в глазок камеры он представляет себе мизансцену.
- Для финальной сцены Тарковский выдвинул следующие требования к погоде: должно быть пасмурно; хорошо, чтобы были белые, пышные облака и чтобы внезапно выглянуло солнце. В кадре виден именно этот эффект: отражающееся в воде солнце и ползущие по небу тяжёлые белые облака.
- Эстетика фильма во многом повлияла на западных интеллектуалов. Так, в клипе американской рок-группы «R.E.M.» «Losing My Religion» присутствуют прямые цитаты из фильма.
Награды и номинации
Награды
- 1986 — Каннский кинофестиваль
- Гран-при — Андрей Тарковский
- Приз за художественный вклад — Свен Нюквист
- Приз ФИПРЕССИ — Андрей Тарковский
- Приз экуменического жюри — Андрей Тарковский
- 1988
- Премия BAFTA (1988) — Лучший фильм на иностранном языке (режиссёр — Андрей Тарковский; Швеция, Франция, Великобритания)
Номинации
- 1986 — Каннский кинофестиваль
- Золотая пальмовая ветвь — Андрей Тарковский
Музыка
- "Страсти по Матфею" Erbarme DichИоганн Себастьян БахWolfgang Gönnenwein (дирижёр) / Юлия Хамари (Альт)EMI-Electrola GmbH LC 0233
- Watazumido-Shuso, Хоттику (海童道祖 法竹)""Shingetsu" (心月)"Nezasa No Shirabe" (根笹調)"Dai-Bosatsu" (大菩薩)The Everest Records Group 3289
- "Locklåtar från Dalarna och Härjedalen"Elin Lisslass, Karin Edvards Johansson, Tjugmyr Maria Larsson, o.a.SR Records RELP 5017
В ролях
- Эрланд Юзефсон — Александр
- Аллан Эдвалль — Отто
- Валери Мересс — Юлия
- Сьюзен Флитвуд — Аделаида
- Гудрун Гисладоттир — Мария
- Свен Вольтер — Виктор
- Филиппа Францен — Марта
- Томми Чельквист — Малыш
В СССР фильм впервые был показан в 1988 году с одноголосым закадровым озвучанием киностудии «Мосфильм».
- Режиссёр озвучания — Александр Гордон.
- Звукооператор — Евгения Потоцкая.
- Автор литературного перевода — Виктория Чаева.
- Редактор — Лидия Балашова.
- Текст читал Рудольф Панков.
Книги
- Лейла Александер-Гарретт . — Лондон.: Cygnnet, 2011. — 206 с. ISBN 978-0-9570416-0-8.