МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Алябьев, Александр Александрович
Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.
Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
Был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Римской-Корсаковой , с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года.
Русские композиторы! Алябьев Александр Александрович - Увертюра фа минор. Исполняет - Корнеев Александр (Дирижер)Все видео
Известные сочинения
Возможно, самое известное произведение Алябьева (написанное, по разным источникам, в ожидании ссылки или уже в заточении) — романс «Соловей» (1826 г.) на слова Дельвига.
Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец», а также «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова), «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского), «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова), «Кудри» (слова Антона Дельвига),«Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского), «Пахитос» (слова Ивана Мятлева), «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана), «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича), «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома), «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).
Сочинения:
- оперы
- Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург))
- Буря (1830-е гг.)
- Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
- Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
- Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
- Аммалат-Бек (1842-47)
- оперы-водевили
- Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)
- Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
- Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)
- Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)
- Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)
- Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)
- Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
- Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
- балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
- пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
- мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
- кантаты
- для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
- для дух. орк., в том числе увертюры
- инстр. ансамбли
- 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
- 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
- фп. квинтет (1815?)
- соната для скр. и фп. (1834)
- квартет для 4 флейт
- квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
- пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
- фп. пьесы, в том числе соната, танцы
- хоры и хор. обработки собств. соч.
- романсы для голоса с фп. (св. 150)
- вок. ансамбли
- обр. нар. песен, в том числе
- Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
- Азиатские песни (1833-35?)
- и др.
- музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.
Страницы: 1 2