МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Хан, Инайят


В поэтическом салоне Вячеслава Иванова в январе 1914 года Инайят Хан познакомился с А. Н. Скрябиным, который был в то время на вершине своей музыкальной славы. Потом они встречались ещё несколько раз. А. Н. Скрябин, побывав на лекции-концерте Инайят Хана, пригласил его к себе домой, в Николопесковский переулок. Было это уже весной. Инайят Хан писал о Скрябине: «Я нашёл в нём не только прекрасного артиста, но также мыслителя и мистика. Он показался мне неудовлетворённым западной музыкой, думающим, как внести нечто из восточной музыки в западную для того, чтобы обогатить последнюю. Я соглашался с ним, я думал, что если эта идея когда-либо исполнится, несмотря на сложности, возникающие вначале, то такая музыка могла бы стать музыкой всего мира. Что, в свою очередь, могло бы способствовать объединению человечества во вселенское братство. Музыка для этого лучше всего, ибо она любима как на Востоке, так и на Западе».

Помимо музыкальной деятельности: лекций, концертов, — Инайят Хан ведёт суфийскую работу. Вокруг него в Москве, а потом и в Петербурге собирается кружок тех, кого влекут духовные дисциплины. Ему удалось найти способ перевода суфийских идей и символов на язык, доступный европейцу. Именно тогда среди российской интеллигенции появляются первые суфии. Его уроки, наполненные мудрыми суфийскими притчами, объяснением символов и знаков в природе и жизни, рассказами о путях к вечно столь желанной в России Свободе, которая «есть естественное состояние души и её цель», привлекали к нему сердца. В России всегда было немало таких, кто, как и суфии, стремился к свободе и готов был пострадать за неё, открыто выражая свое мнение на площади перед «дворцом власти» или на «базаре жизни»… Однако, как всегда все мнения и даже интерес к другим мнениям были под надзором. И не все обладали достаточной смелостью и внутренней свободой. Кое-кто не мог позволить себе открыто посещать духовные занятия Инайят Хана и, желая встретиться с ним, делал это втайне.

Вскоре происходит ещё одно важное событие: здесь, в России, издаётся его первая книга — «Суфийское Послание о Свободе Духа». Из этой небольшой по объёму книжки можно почерпнуть совершенно бесценную и достоверную концентрированную информацию по истории и практике суфизма. К тому времени у Инайят Хана появляются близкие ученики, и он открывает филиал «Суфийского Ордена» в России, представителем музыкального отделения которого становится С. Л. Толстой.

Видео-зарисовка о пребывании индйского музыканта и мистика-суфия Хазрат Инайят Хана в Москве в 1913-1914 годах. Сюжет из религиозной программы "Ныне". Фрагме...

Все видео

С музыкой связана ещё одна интересная страница пребывания Инайят Хана в России. Именно в России должна была осуществиться одна очень важная мистическая идея Инайят Хана — постановка символической мистерии балета «Шакунтала» (Сакунтала) по драме индийского драматурга Калидасы. Этой идей увлекся режиссёр Александр Таиров, руководитель Камерного театра в Москве. Музыку, предложенную Инайят Ханом для спектакля, аранжировал Владимир Поль. Премьера состоялась в декабре 1914 года, в роли Шакунталы выступила Алиса Коонен.

В мае 1914 года Инайят Хан вместе с братьями покидает в конце мая Петербург и направляется в Париж на Международный Музыкальный Конгресс, где он должен был представлять индийскую музыку.

Связь со своими учениками в России Инайят Хан поддерживал вплоть до 1921 года, потом переписка обрывается, так как письма уже не проходят ни в одну, ни в другую сторону.

Наследие

Хазрат Инайят Хан вернулся в Индию в 1926 году и вскоре, в 1927 году, умер. Гробница его — в Дели, в квартале Хазрат Низамуддин. Каждое утро сюда приносят лепестки роз те, кому в душу запали слова Инайят Хана о постижении Всевышнего: «Я не осмеливаюсь помыслить поднять глаза, чтобы узреть Твой лучезарный образ. Я сижу спокойно у озера своего сердца, созерцая в нём Твое отражение».

Остались четырнадцать томов со стихами, пьесами и лекциями. Сохранились граммофонные записи 1909 и 1925 годов. Заслуга Инайят Хана состоит в том, что он принёс в западный мир ту философскую систему, которая прежде была доступна лишь индийским суфиям, он нашёл метод подачи суфийских идей приемлемый для западного человека. Перенос идей с одной культурной, этнической среды в другую сложен, и та работа, которую проделал Инайят Хан, перенося идеи суфизма с Востока на Запад, — значительна. Суфийское движение, которое пошло за идеями Инайят Хана, не ставит целью сделать весь мир состоящим из суфиев. Оно существует для того, чтобы объединить людей, которые хотят обучаться в суфизме тому, как созерцать Бога и как служить Ему, как познать себя и мир, в котором выпало жить человеку, как и где искать истину.

Библиография

  • Инайят-Хан. «Суфийское послание о свободе духа». Авторизованный пер. с англ. Андрея Балакина с порт. автора. М. 1914 г. Типография М. О. Аттая и К. 89 стр. PDF
  • «Индусскіе песни и танцы Записанныя проф. Инаятъ-Ханомъ», в переложении Сергея Толстого и Владимира Поля, б.г. — М. 1915 — 31 с (нотный альбом для фортепиано) PDF.

  • авторИнайят Хан
    изданиеОккультизм и Iога
    местоСофия
    год1937
    номер9

  • Инайят-Хан. Суфийское послание о свободе духа. Авториз. пер. с англ. А. Балакина с порт. СПБ. 1991 г. 48 стр.
  • «Мистицизм звука». Сборник. — М.: «Сфера», 1997. — 336 с ISBN 5-85000-003-8
  • «Учение суфиев». Сборник. — М.: «Сфера», 1998. — 343 с ISBN 5-93975-0077-Х
  • «Очищение ума». Пер с англ. Сборник. — М.: «Сфера», 1999. — 410 с ISBN 5-85000-056-9
  • «Путь озарения». Пер с англ. Сборник. — М.: «Сфера», 2000. — 390 с. Прил. Словарь терминов используемых Инайят Ханом. ISBN 5-93975-005-2
  • «Гайян». Сборник афоризмов. — М.: «Сфера», 2002. — 158 с — Серия «Суфийское Послание» ISBN 5-93975-086-9
  • «Чаша Саки». Мысли для ежедневной медитации: Ежедневник (пер. с англ. Брыкиной И.)Фонд духовной культуры мираМ: изд-во Духовной Литературы /Сфера Сборник. — М.: «Сфера», 2003. 272 стр. ISBN 5-93975-047-8
  • «Метафизика. Опыт души на разных уровнях существования». Издательство: Сфера, 2007 г. 304 стр. ISBN 978-5-91269-009-9
  • «Целительство». Издательство: Сфера, 2008 г. 272 стр. ISBN 978-5-91269-013-6
  • «Единство Идеалов». М.: «Сфера» 2011. Серия: Фонд духовной культуры мира. 320 стр. ISBN 978-5-91269-014-3
  • «Введение в суфизм. Суфийское послание о свободе духа» Издательство: Амрита. 2012. ISBN 978-5-413-00771-6
  • «Философия, психология, мистицизм». Сборник. М.: Сфера, 2012. 320 стр. Серия: Суфийское Послание. ISBN 978-5-91269-015-0

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить