МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Пуни, Цезарь
имя | Цезарь Пуни |
оригинал имени | Cesare Pugni |
изображение | Cesare_Pugni_-circa_1840.JPG |
дата рождения | 31.05.1802 |
место рождения | Генуя, Сардинское королевство |
дата смерти | 26.01.1870 (14) |
место смерти | Санкт-Петербург, Российская империя |
Це́зарь Пу́ни, урождённый Че́заре Пу́ньи (Cesare Pugni; 31 мая 1802, Генуя, Сардинское королевство — 14, Санкт-Петербург, Российская империя) — итальянский и российский композитор. Работал в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Написал 312 балетов, 10 опер, 40 месс, а также симфонии, кантаты и другие сочинения.
Творческая биография
Исполняют Алена Любимова, Люда Мурашова Юбилейный концерт балетной студии "Грация". ЦКД "Зеленоград", 10 ноября 2013 г. Подробнее: http://myzelenograd.ru/gra...Все видео
В 1822 году окончил Миланскую консерваторию по композиции. В 1825—1834 работал в театре «Ла Скала», где были поставлены его балеты «Осада Кале» (1827), «Агамемнон» (1828), «Аделаида Французская» (1829), «Макбет» (1830) и другие. С 1834 по 1843 год работал в Париже, с 1843 по 1850 — композитор балетной музыки при Королевском театре в Лондоне, сотрудничал с хореографами Ж. Перро, А. Сен-Леоном, П. Тальони. В этом театре были поставлены его балеты «Аврора» (1843), «», или «Наяда и рыбак» (1843), «Эсмеральда» (1844, по роману Гюго «Собор Парижской богоматери»), «Маркитантка» (1844), «Розида, или Сиракузские рудокопы» (1845), «Катарина, или Дочь бандита» (1846), «Метаморфозы» (1850) и другие. Некоторые из них созданы специально для танцовщиц Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Черрито, Ф. Эльслер. В эти же годы Пуни написал ряд балетов, поставленных в Париже.
С 1851 года Цезарь Пуни — композитор балетной музыки при петербургских императорских театрах. Сотрудничал здесь, в частности, с балетмейстерами Л. и М. Петипа. В петербургском Большом театре были поставлены его балеты «Война женщин» (1852), «Армида» (1855), «Жемчужина Севильи» (1861), «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868) и другие. Пуни создал первый балет на русскую национальную тему «Конёк-Горбунок» по сказке П. П. Ершова (1864), где использовал популярные русские мелодии.
Музыка Пуни отличается свежестью, гибкостью мелодического рисунка, метрически чёткими формами, пластичностью, яркой танцевальностью. Благодаря этому некоторые его балеты и в XXI веке присутствуют в репертуаре театров, например «Эсмеральда» (Большой театр, 2006), «Дочь фараона» (Большой театр, 2001), «Наяда и рыбак», или «Ондина» (Мариинский театр, 2006), «Конёк-Горбунок», «Севильская жемчужина» и другие.
Прославившиеся потомки Цезаря Пуни
- Сын — Альберт Пуни (в православии Андрей Пуни), виолончелист Мариинского театра.
- Внуки:
- : Иван Альбертович Пуни — известный русский (в эмиграции — французский) художник-авангардист.
- : Александр Викторович Ширяев — известный русский балетный танцор, исполнявший партии в балетах своего деда, балетмейстер, хореограф, один из первых режиссёров кино- и мультипликационных фильмов.