МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Савояров, Михаил Николаевич


Но это самое общее взаимовлияние, эффект присутствия сильной и яркой личности, которое всегда происходит в культурной среде. Савояров ввёл в активный обиход музыкальные пародии на других авторов. Особенно известны были его «Дитя, не спеши» (ответ на романс М.Кузмина «Дитя и роза») и «Вы всё та же» (пародия на романс Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном»). Первые строки этой пародии обильно поливали иронией не только декадентские образы и интонации, но и заодно изысканный быт первых послереволюционных лет: «Вы всё та, вы вся пахнете амброю, Перемены в вас нет, вы всё та…, Сами пол подметаете шваброю, Но прекрасны — как сон, как мечта». В своих концертах 20-х годов Савояров переодевался, гримировался и часть второго отделения исполнял под фамилией (и маской) «артист Валертинский». Его манера петь, активно жестикулировать, непрерывно двигаться по сцене и ещё играть на скрипке неизменно производила эффект. Вслед за ним со скрипкой в 20-30-е годы стал выступать куплетист Григорий Красавин, первый исполнитель знаменитых «Бубликов» Якова Ядова.

Последние годы в Ленинграде и Москве у Савоярова учились многие, хотя происходило это бессистемно и большей частью в личном порядке. Из известных его учеников этого периода прежде всех можно назвать Аркадия Райкина, который не только брал у Савоярова уроки, но и пользовался его личными связями и поддержкой. Сегодня считается малоизвестным фактом, что в 30-е годы Райкин начинал именно как музыкальный эксцентрик и танцор-мим, а первая слава и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады были завоёваны танцевально-мимическим номером «Чаплин». Уже в конце 30-х годов Савояров дал несколько уроков Александру Менакеру. Симптоматично выглядит савояровская школа эксцентрики в манере исполнения песен Андрея Миронова (сына Менакера) и нескольких музыкальных ролях молодого Константина Райкина в театре и кино. Одну из песен Савоярова 1915 года (деревенская сценка «Трубачи») Андрей Миронов исполняет в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». («По селу бегут мальчишки, Девки, бабы, ребятишки…»). Музыка этого номера заново написана композитором Андреем Петровым, но текст был только сокращён и остался почти неизменным. В исполнении этого номера можно наблюдать именно савояровскую манеру в индивидуальной редакции Андрея Миронова.

И возможно, самым бесспорным и прямым из многочисленных «артистических влияний» М. Н. Савоярова следовало бы считать его внука, российского композитора, лауреата «европейского Оскара», одновременно также писателя и художника, носящего творческий псевдоним «Юрий Ханон». Пожалуй, именно в нём ярко эксцентричная творческая индивидуальность М. Н. Савоярова получила своё полное воплощение…, хотя и в несколько утяжелённой, философской и академической форме. Ещё одна внучка короля эксцентрики, Татьяна Савоярова – также приобрела известность как острый и оригинальный художник (отчасти, сюрреалист и пересмешник), автор жёстких сатир, портретов и каллиграфически тщательно проработанных полотен в большинстве жанров современной живописи.



Все видео

Артистический стиль Савоярова отличало особое обаяние «очень живого» исполнения, природная музыкальность, яркая пластичность, тонкая нюансировка, острая способность к перевоплощению, умение раскрыть подтекст, дополнить пение танцем и мимической репризой. Такое исполнение обладает одним недостатком — его нужно лично видеть и слышать. В архивах не сохранилось ни звукозаписей, ни киноотрывков. Всё наследие Савоярова на сегодняшний день — это изданные ноты и сборники его стихов. Именно это и объясняет, почему сегодня Савояров практически неизвестен.

Библиография

  • авторБлок А.
    местоЛ.
    издательствоХудожественная литература
    год1982
  • авторБлок А.
    местоМ.
    год1955
  • Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. Москва, «Эксмо», 2004.
  • авторГубин Д.
    изданиеОгонёк
    местоМ
    год1990
    номер26
  • авторМорозова И.
    изданиеТеатральная жизнь
    местоМ
    год1990
    номер12
  • авторСавояровъ М. Н.
    местоПетроград
    год1914, 1915
  • авторСавояровъ М. Н.
    местоПетроград
    год1915
  • авторСавояровъ М. Н.
    местоПетроград
    издательствоЭвтерпа
    год1916
  • авторСавояровъ М. Н.
    местоПетроград
    издательствоЭвтерпа
    год1915
  • авторСавояровъ М. Н.
    местоПетроград
    издательствоЭвтерпа
    год1916
  • авторСинев Н.
    местоКиев
    год1983
  • авторТериков Г.
    местоМ.
    год1987
  • местоМ.
    издательствоРОСПЭН
    год2000

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить