МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Тосин, Сергей Геннадьевич


Композитор находится в постоянном поиске новых звуковых реалий: экспериментирует с неакадемическими приемами звукоизвлечения (например, в хоровом Concerto non accademia), апробирует нестандартные акустические решения (Sinfonia ternario con «punctum» для оркестра), выявляет дополнительные сонорные возможности традиционных составов (концерт-симфония Aescis для ОРНИ: см. http://www.youtube.com/watch?v=klVIT4jKjNs). Именно этими поисками можно объяснить обращение автора к карильону — западноевропейскому монументальному колокольно-музыкальному инструменту, для которого из отечественных композиторов ещё никто не писал. Успешная мировая премьера его первого карильонного сочинения (In memoriam) состоялась в 1995 году на Международном фестивале в Берлине, посвященном 50-летию окончания II Мировой войны.

Последнее десятилетие композитор демонстрирует экстраординарные творческие идеи, балансируя на грани «музыки — не музыки», что вызывает у специалистов, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Среди таких опусов выделяются камерные концерты из серии Musica da camera: № 4 — для любых голосов на разные лады, № 5 («Рыба!») — для музыкальных и немузыкальных инструментов, а также «Заводная музыка» для механических игрушек.

Основные музыкальные сочинения

Исполняет Малахов Александр Геннадьевич (домра) на концерте педагогов 7.05.14 в ДШИ им. А. Алябьева. Концертмейстер - Саргина Евгения Северьяновна.

Все видео

  • Соната для фортепиано, одночастная (1976)
  • Строки Аполлинера, 3 поэмы для органа (1982)
  • Погребальная песнь, композиция для хора и ОРНИ на древнерусский текст (1985)
  • Sinfonia ternario con «punctum», симфония для симф. орк., в 3-х ч. (1988)
  • Композиции для баяна: Quaternion (1987), Apokryph (1988), Plagioklasis (1990)
  • Spirituals Concert, концерт для женского хора и фортепиано в 4 руки, в 6-ти ч. (1989)
  • Concerto non accademia, концерт для солистов и хора a cappella, в 6-ти ч. (1990)
  • Musica da camera № 1, камерный концерт для кларнета/саксофона, баяна, фортепиано/клавесина и ударных, в 3-х ч. (1991)
  • Вариации-интермедии на трезвучие ре мажор, для фортепиано (1993)
  • Ave Maria, композиция для кларнета и струнного орк. (1993)
  • Composition (In memoriam…), композиция для карильона (1995)
  • Musica da camera № 2, камерный концерт для фагота, баяна и фортепиано, в 2-х ч. (1999)
  • Aescis, концерт-симфония для баяна, щипковых и ударных, в 4-х ч. (2000)
  • Arcangelo, концерт для баяна и большого струнного орк., в 3-х ч. (2002)
  • Musica da camera № 4, камерный концерт для ансамбля любых голосов на разные лады, в 3-х ч. (2003)
  • White Composition, композиция для карильона (2004)
  • Musica da camera № 5, камерный концерт для музыкальных и немузыкальных инструментов, в 4-х ч. (2004)
  • Sub specie aeternitatis, композиция для симфонического оркестра (2012)

Избранные труды по кампанологии

I. Монографии

  • Колокола и звоны в России. 2-е изд., переработ. и доп. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. — 412 с.
  • Звонница на рубеже тысячелетий. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2003. — 132 с.
  • Вновь зазвонят колокола. Сб. ст. — Новосибирск, 2005. — 183 с.

II. Статьи

  • Русский колокольный звон. Трактовка и современное состояние // Искусство колокольного звона: Материалы к курсу по спец. № 21.03 «Духовые и ударные инструменты». — М.: М-во культ. РСФСР, 1990. — С. 138—178.
  • Основные аспекты изучения колокольного звона как явления музыкального искусства // Колокола: история и современность. 1990. — М.: Наука, 1993. — С. 7-16.
  • О жанровой природе русского колокольного звона // Колокола: история и современность. 1990. — М.: Наука, 1993. — С. 17-28.
  • О профессионализме в искусстве русского колокольного звона // Музыка колоколов. — СПб.: РИИИ, 1999. — С. 55-61.
  • Наука и практика в вопросах возрождения русской национально-православной традиции колокольного звона // Научно-методическое обеспечение деятельности детских фольклорных объединений. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2001. — С. 17-22.
  • Традиция колокольного звона в Сибири: проблемы изучения // Проблемы изучения этнической культуры восточных славян Сибири XVII—XX вв. — Новосибирск: Агро-Сибирь, 2003. — С. 157—171.
  • Структурные особенности звонничного звукоряда // Вопросы инструментоведения: ст. и материалы. — СПб.: РИИИ, 2004. — Вып. 5, ч. 1. — С. 222—227.
  • Аналитический обзор публикаций по русской кампанологии последней четверти ХХ века // Вновь зазвонят колокола. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. — С. 125—168.
  • Традиционный звонничный инструментарий в начале XXI века // Православные традиции в народной культуре восточнославянского населения Западной Сибири в конце XIX—XX вв. — Новосибирск: Ин-т археол. и этногр. СО РАН, 2005. — С. 62-71.
  • Обучение звонарей в России: традиция, современная практика и перспективы // Музыкальная культура и искусство: наблюдение, анализ, рекомендации. — Новосибирск: НГПУ, 2005. — С. 88-99.
  • Красный звон // Музыкальные инструменты в истории культуры. — СПб.: РИИИ, 2007. — С.133-137.
  • Благовест и перезвон: к определению понятий // Сиб. филол. журн. — Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН, 2009. — № 1. — С. 23-27.
  • «Собственно звон» и его разновидности (к исследованию жанров православно-уставных колокольных звонов) // Музыковедение. — М., 2009. — № 8. — С. 13-18.
  • Нетрадиционные приемы колокольного звона в современной православно-церковной практике // Вестн. Челябин. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. — Челябинск: Изд-во Челябин. гос. ун-та, 2009. — Вып. 33. — № 22 (160). — С. 184—188.
  • Конструктивные особенности традиционной звонницы // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — СПб.: Книжный дом, 2009. — № 118. — С. 235—242.
  • Уничтожение православной традиции колокольного звона в СССР // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. — М.: Социум, 2009. — Вып. 3 (23). — С. 91-102.
  • Практика формирования колокольных наборов традиционной звонницы // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. Соц.-экон. науки и искусство. — Волгоград: Перемена, 2009. — № 8 (42). — С. 106—109.
  • Современное состояние традиции колокольного звона в Новосибирской области // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — СПб.: Книжный дом, 2009. — № 115. — С. 235—242.
  • Архитектоника звонничного звукоряда // Проблемы музыкальной науки. — Уфа: Изд-во Уфим. гос. акад. Искусств, 2009. — № 2 (5). — С. 67-71.
  • Золотой век русской колокольной культуры // Вестник Томского государственного университета. — Томск, 2012. — № 360 (июль 2012). — С. 80-83.
  • Звонничный инструментарий на современном этапе развития русской колокольно-звонной традиции // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — Кемерово, 2012. — № 21. — С. 204—211.
  • Tosin S. Den russiske klokke // Acta campanologica. — 1990. — № 4. — S. 217—223.

Прочие публикации (монографические)

  • Звездный мир. — Новосибирск: Сибирская книга, 1993.- 208 с.
  • Творческое объединение композиторов «Агон». — Новосибирск: СОСК РФ, 1993. — 12 с.
  • Панорама сибирской музыки (В соавторстве с С. И. Кравцовым и А. В. Поповым). — Новосибирск: СОСК РФ, 1997. — 47 с.
  • Семь семерок. Автоочерк. — Новосибирск: Агро-Сибирь, 2004. — 92 с.
  • Факультет народных инструментов Новосибирской консерватории (В соавторстве с О. Б. Крокушанской). — Новосибирск, 2006. — 164 с.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить