МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Вебер, Карл Мария фон
Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.
Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Вольном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.
Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888).
Карл Мария фон Вебер Увертюра к опере "Вольный стрелок" в исполнении Симфонического оркестра Харьковского Национального университета искусств им. И.П. Котляр...Все видео
1861 — Веберу воздвигнут памятник в Дрездене, работы Эрнста Ритшеля.
Макс Вебер, его сын, написал биографию своего знаменитого отца.
Сочинения
- «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
- «Karl Maria von W. Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
- «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
- «Reisebriefe von Karl Maria von W. an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
- «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von W.» (Берлин, 1871).
Оперы
- «Лесная девушка» (Das Waldmädchen), 1800 — сохранились отдельные фрагменты
- «Петер Шмоль и его соседи» (Peter Schmoll und seine Nachbarn), 1802
- «Рюбецаль» (Rübezahl), 1805 — сохранились отдельные фрагменты
- «Сильвана» (Silvana), 1810
- «Абу Гасан» (Abu Hassan), 1811
- «Вольный стрелок» (Der Freischütz)'', 1821
- «Три Пинто» (Die drei Pintos) — незакончена; завершена Малером в 1888 году.
- «Эврианта» (Euryanthe), 1823
- «Оберон» (Oberon), 1826
В астрономии
- В честь главной герони оперы Карла Вебера «Эврианта» назван астероид 527 Euryanthe, открытый в 1904 году.
- В честь героини оперы Карла Вебера «Оберон» назван астероид 528 Rezia, открытый в 1904 году
- В честь героини оперы Карла Вебера «Прециоза» назван астероид 529 Preziosa, открытый в 1904 году.
- В честь героинь оперы Карла Вебера «Абу Гасан» названы астероиды 865 Zubaida и 866 Fatme, открытые в 1917 году.
Библиография
- Ферман В., Оперный театр, М., 1961;
- Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962:
- Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. — Л., 1965;
- Бялик М. Г. Оперное творчество Вебера в России // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков, 1995. - C. 90 - 103.
- Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966;
- Moser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.
Страницы: 1 2