МУЗЫКА / СИНГЛЫ
Because (песня The Beatles)
Название | Because |
Исполнитель | The Beatles |
Автор | Леннон-Маккартни |
Альбом | Abbey Road |
Дата выпуска | 26 сентября 1969 |
Дата записи | 1-5 августа 1969, EMI Studios (Abbey Road), Лондон |
Жанр | арт-рок, психоделический поп |
Язык | английский |
Длительность | 2:45 |
Лейбл | Apple Records |
Продюсер | Джордж Мартин |
Предыдущая | Here Comes the Sun |
Номер1 | 7 |
Номер2 | 8 |
Следующая | You Never Give Me Your Money |
Номер3 | 9 |
«Because» (Потому что; Поскольку) — песня группы The Beatles, написанная Джоном Ленноном (авторство, как обычно бывало в The Beatles, приписано Леннон-Маккартни) и записанная The Beatles в 1969 году. Песня выделяется своей прекрасной трехчастной вокальной гармонией в исполнении Джона Леннона, Пола Маккартни и Джорджа Харрисона, записанной наложением три раза, так что в результате получилось девять голосов. Впервые песня появилась на второй стороне альбома Abbey Road (1969); вслед за ней следует сюита из нескольких песен (medley), начинающаяся с «You Never Give Me Your Money» (с первыми нотами которой прекрасно сочетается последний вокальный аккорд «Because»).
Создание песни
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. 22.12.2013. Концерт "С Новым Годом, Петербург". Концерт старших и молодёжных хоров.Все видео
Песня начинается с характерного (distinctive) вступления на клавесине, играемого Джорджем Мартином. К клавесину присоединяется гитара Леннона (имитирующая по звучанию партию клавесина), звук которой пропущен через систему Лесли (:en:Leslie speaker). Затем вступают голоса и бас-гитара.
«Because» − одна из нескольких записей The Beatles, сделанных с использованием синтезатора Муга (:en:Moog synthesizer), на котором играет Джордж Харрисон. Его партия появляется в том месте песни, которое Алан Поллак (:en:Alan W. Pollack) называет как «мини-бридж»Pollack, а затем снова в конце композиции. Группа была одной из первых, начавших экспериментировать в рок-музыке с синтезатором Муга, используя его наравне с «традиционными» до этого для рок-групп инструментами (в частности, такими группами были ещё The Doors, Simon and Garfunkel и The Rolling Stones).
По словам Леннона, близкое сходство песни с «Лунной сонатой» Людвига ван Бетховена не случайно: «Йоко играла бетховенскую „Лунную сонату“ на фортепиано… Я сказал: „А ты можешь сыграть эти аккорды в обратном порядке?“ − и написал „Because“ вокруг них. Слова песни говорят сами за себя … Никаких выдумок, никаких неясностей. (No imagery, no obscure references.)»
Музыкальная структура
Что касается дискуссий о том, сподвигло ли Леннона на сочинение этой песни цитирование бетховенской «Лунной сонаты», музыковед Уолтер Эверетт (:en:Walter Everett) отмечает, что «в обоих случаях используются арпеджио трезвучия и септаккорды в C# миноре в баритоновом диапазоне клавиатуры инструмента в медленном темпе, перемещающиеся через submediant в ♭ II и подходя к VII dim 7/IV через общий тон. (both arpeggiate triads and seventh chords in C# minor in the baritone range of a keyboard instrument at a slow tempo, move through the submediant to ♭II and approach vii dim 7/IV via a common tone.)»
Ещё одно сходство «Because», которая тоже в C#, открывается с ♭VI (аккорд на …"cause"), перемещается на 1й аккорд (C#m на «wind»), затем на ♭VI7 (A7 на «high») перед переключеением на ♭ii dim (D dim) на «love is old love is new» (IV-F#). Третий такт «Лунной сонаты» не содержит этого перемещения с ♭VI (A) к ♭II (D/F#), но Доминик Педлер (Dominic Pedler) указывает, что это именно из-за того, что Леннон вдохновлялся при сочинении обратным следованием аккордов.
«Because» заканчивается вокальным затуханием (fade-out) на Dm, что оставляет слушателя в напряжении и ожидании возвращения на первоначальный аккорд C#. Уилфред Меллерс (Wilfred Mellers) поясняет это: «причинная связь освобождена и нет „до“ или „после“: „потому что“ − это момент откровения, он не нуждается в разобъяснении. (causality is released and there is no before and no after: because that flat supertonic is a moment of revelation, it needs no resolution.)» Аккорд D dim (и сопровождающая его мелодика в F) длятся, пока не разрешаются в открывающем следующую композицию «You Never Give Me Your Money» аккорде Am, так что Dm в ретроспективе может рассматриваться как аккорд VII dim от Am.
Запись
Основная сессия записи «Because» состоялась 1 августа 1969 года, запись вокальных наложений (vocal overdubs) 4 августа, а запись на две дорожки партии синтезатора Moog, сыгранной Харрисоном — 5 августа. В результате, это была последняя песня альбома, полностью записанная на плёнку, хотя после этого ещё записывались наложения для других незаконченных песен. Версии песни без инструментального сопровождения можно найти на альбомах Anthology 3 (1997 год) и Love (2006 год). Обе версии содержат вокальные партии в исполнении Леннона, Маккартни и Харрисона, но версия в Love несколько замедлена по темпу (slowed down), и в неё добавлены звуки пения птиц.
Участники записи
В записи песни принимали участие:
- Джон Леннон — троекратно (на три дорожки) записанный (triple-tracked) основной гармонический вокал (средний регистр), электрогитара
- Пол Маккартни — троекратно записанный второй гармонический вокал (верхний регистр), бас-гитара
- Джордж Харрисон — троекратно записанный третий гармонический вокал (нижний регистр), синтезатор Moog (:en:Moog synthesiser)
- Джордж Мартин — электро-спинет Baldwin клавесин
Кавер-версии
Год | Исполнитель | Издание (Release) | Примечание |
---|---|---|---|
1969 | Gary McFarland | Today | |
1976 | Lynsey De Paul | All This and World War II | |
1977 | Devo | The Truth About De-Evolution (soundtrack) | Песня звучит на завершающих титрах фильма. |
1978 | Alice Cooper & The Bee Gees | Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (soundtrack) | |
1982 | Pedro Aznar | Pedro Aznar | |
1994 | The Nylons | The Nylons | |
1998 | Vanessa-Mae | George Martin's In My Life | Ванесса Мэй исполняет мелодию соло на скрипке на фоне хора, поющего слова. |
1999 | Elliott Smith | American Beauty (soundtrack) | |
2005 | George Clinton | How Late Do U Have 2BB4UR Absent? | |
2005 | Ná Ozzetti & André Mehmari | Piano e Voz | |
2007 | Solveig Slettahjell | Domestic Songs | |
2007 | Various artists | Across the Universe | Шесть главных и три второстепенных персонажа фильма совместно исполняют девять вокальных партий вместе. |
2009 | Martin John Henry | Abbey Road Now! | |
2009 | Gerry Rafferty | Life Goes On | |
Unconfirmed Year | Alejandro Dolina | Tangos del Bar del Infierno | Также использована как заглавная тема (заставка) для его радио-шоу La Venganza Será Terrible. |