МУЗЫКА / СИНГЛЫ

Синий платочек


«Синий платочек» — известная советская вальсовая песня. Композитор песни — польский музыкант Ежи Петерсбурский. Авторов стихов известно несколько, один из них Куба (Яков) Галицкий.

Рождение песни

Автор музыки, поляк Ежи Петербургский, родился в Российской Империи, в Польше.

Синенький скромный платочек был не только на плечах тех, кто провожал своих родных на фронт. Он обвивал плечи и тех, кто уходил на войну вместе с любимыми, ч...

Все видео

По одной версии, после раздела Польши в 1939 году Ежи Петерсбурский оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке и в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр.

По другой версии, спасаясь от нацистской оккупации, в 1939 году в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз», который создали и которым руководили двоюродные братья музыканты Генрих Гольд и Ежи Петерсбурский. В 1940 году оркестр гастролировал в Москве.

Непритязательная лирическая песенка очень быстро стала настоящим шлягером. Песенку стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева. «На пластинку в довоенные годы „Синий платочек“ записан был только однажды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский, исполнительница — популярная в те годы певица Е. Юровская и её аккомпаниатор — пианист Б. Мандрус», — пишет Muzruk.Info в статье «История создания песни „Синий платочек“» от 08.05.2009. На самом деле это оказалось не так. Существует также запись певца Вадима Козина. Что характерно для этих записей — каждый исполнитель поет чуть-чуть по-своему какие-то строчки стихов.

Песенку подхватили различные оркестры, она зазвучала на танцплощадках, где под неё в модном тогда вальсе кружились пары, и стала одной из самых популярных предвоенной поры.

Двадцать второго июня, ровно в 4 часа

В первые же дни войны поэт Борис Ковынёв сложил строчки на полюбившуюся мелодию:
\ Двадцать второго июня,
\ Ровно в четыре часа
\ \ Киев бомбили,
\ \ Нам объявили,
\ \ Что началася война.
\ Кончилось мирное время,
\ Нам расставаться пора.
\ \ Я уезжаю,
\ \ Быть обещаю
\ \ Верным тебе до конца.
\ И ты смотри,
\ С чувством моим не шути!
\ \ Выйди, подруга,
\ \ К поезду друга,
\ \ Друга на фронт проводи.
\ Дрогнут колеса вагона,
\ Поезд помчится стрелой.
\ \ Ты мне с перрона,
\ \ Я — с эшелона
\ \ Грустно помашем рукой.
\ Пройдут года,
\ Снова я встречу тебя.
\ \ Ты улыбнешься,
\ \ К сердцу прижмешься
\ \ И поцелуешь, любя.

С той поры появилось несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив «Синего платочка», но простые строчки «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» навсегда сохранились в народной памяти. Вот что пишет об этих стихах Юрий Бирюков в журнале «Родина», № 6/2005:

«Несколько лет назад поэт-песенник Сергей Павлович Красиков, длительное время редактировавший литературно-художественный альманах „Поэзия“, рассказал мне, что стихи про „двадцать второе июня“, в числе других, принёс к нему однажды поэт Борис Ковынёв и предложил опубликовать в разделе, составленном из произведений, родившихся в годы Великой Отечественной войны. Он показал при этом вырезку с их публикацией в одной из фронтовых газет, подписанной его фамилией. Однако члены редколлегии сочли эти стихи примитивными и не заслуживающими опубликования в альманахе.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить