ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Абэ, Кобо
Имя | Кобо Абэ |
Оригинал имени | 安部公房 |
Имя при рождении | Кимифуса Абэ |
Дата рождения | 7.3.1924 |
Место рождения | Кита, Токио, Японская империя |
Дата смерти | 22.1.1993 |
Место смерти | Токио, Япония |
Род деятельности | Японии, Японии |
Годы активности | 1944 — 1993 |
Направление | авангард |
Премии | премия Акутагавы, премия Йомиури, премия Танидзаки, |
, наст. имя — А́бэ Кимифуса; 7 марта 1924, Кита, Токио, Японская империя — 22 января 1993, Токио, Япония) — выдающийся японский писатель, драматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахарой были сняты кинофильмы.
Жизнь и творчество
Детские годы будущий писатель провёл в Манчжурии, где в 1940 году окончил среднюю ступень школы. После возвращения в Японию, завершив среднее образование в 成城高等学校, в 1943 году поступил на медицинский факультет Токийского императорского университета. Будучи ещё студентом, в 1947 году женился на художнице Мати Абэ, которая в дальнейшем будет играть важную роль, в частности, в оформлении книг Абэ и декораций к его театральным постановкам. В 1948 Абэ закончил университет, однако неудовлетворительно сдав государственный квалификационный медицинский экзамен, фактически сознательно лишился возможности стать практикующим врачом.
В 1947 году, основываясь на личном опыте жизни в Манчжурии, Абэ написал поэтический сборник 無名詩集, который опубликовал сам, напечатав весь тираж 62-страничной книги на мимеографе. В стихотворениях, где было очевидно сильное влияние на автора поэзии Рильке и философии Хайдеггера, молодой Абэ наряду с выражением отчаяния послевоенной молодёжи обращался к читателям с призывом протеста против реальности.
Тем же 1947 годом датируется написание Абэ его первого сочинения крупной формы, получившего название 粘土塀. Первым, кто в литературном мире познакомился с этой работой и дал ей высокую оценку, был критик и филолог-германист Абэ, преподававший Абэ немецкий язык, когда тот учился ещё в школе высшей ступени Сэдзё в военные годы. Повествование в «Глиняных стенах» строится в виде трёх томов записок молодого японца, который, решительно разорвав все связи с родным городом, уходит странствовать, но в результате попадает в плен к одной из манчжурских банд. Глубоко впечатлённый этим произведением, Рокуро Абэ отправил текст Ютаке Хании, которым недавно был создан малоизвестный на тот момент журнал 近代文学. Первый том записок из «Глиняных стен» в феврале следующего года был опубликован в журнале 個性. Обретя таким образом некоторую известность, Абэ получил приглашение вступить в объединение 夜の会, которым руководили Хания, Ханада и Окамото. В октябре 1948 года переименованные в 終りし道の標べに «Глиняные стены» при поддержке Хания и Ханада были изданы отдельной книгой издательством 真善美社. Позднее в своей рецензии на «Стену» Хания, высоко ценивший творчество Абэ, написал, что Абэ, которого в каком-то смысле можно считать последователем Хании, превзошёл его, своего предшественника.