ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Аммиан Марцеллин
В исторической науке оно так и не нашло общепризнанного названия. Чаще всего и, видимо, правильнее всего труд Аммиана называют «Деяния» (Res gestae, иногда переводится как «История»). Существует также более полное и точное название — «Деяния в тридцати одной книге» (Rerum gestarum libri XXXI). Это название (Rerum gestarum libri) употребил по отношению к сочинению Аммиана Марцеллина раннесредневековый римский ритор из Цезареи Мавретанской начала VI века Присциан в своих «Грамматических наставлениях», и оно стало господствующим. В то же время при переводах работы Аммиана на европейские языки её название, как правило, изменялось. Так, в немецких переводах «Деяния» получили название «Римская история» (Römische Geschichte); при переводе труда Аммиана на французский и итальянский языки он стал называться соответственно «Histoire» и «Storia», то есть просто «История», как и в русском переводе.
Структура
Первоначально «Деяния» состояли из тридцати одной книги и охватывали период с 96 по 378 год: от прихода к власти императора Нервы (96—98) до смерти Валента в 378 году. Однако до нас дошли только последние 18 книг «Деяний» (XIV—XXXI), в которых описываются события 353—378 годов, от подавления восстания Магненция до битвы при Адрианополе.
В целом структура, хронологические рамки и содержание сохранившихся книг выглядят следующим образом:
title | Содержание XIV-XXXI книг «Деяний» |
Экскурсы
В целом Аммиан Марцеллин следует анналистической манере, излагая события в их хронологической последовательности. Однако, как типичный представитель античной историографии, при написании своего труда Аммиан придерживался веками складывавшихся традиций. Одной из них являлось введение в исторические произведения экскурсов — отступлений от основной темы повествования (в данном случае — политической истории Римского государства), подчиненных отдельному сюжету, значительных по объёму и посвященных какому-либо вопросу, не относящемуся непосредственно к описываемым в «Деяниях» событиям.
Содержащиеся в «Деяниях» экскурсы условно можно разбить на следующие группы:
- географо-этнографические экскурсы — описания отдельных географических объектов, стран, регионов и народов: Бригантинского озера, Галлии, Амиды, Египта, провинций Востока, сарацинов, Персии, Фракии и Понта, гуннов и аланов, а также нравов жителей города Рима.
- экскурсы естественнонаучного характера: о землетрясениях, о чуме, о солнечных и лунных затмениях, о радугах, о военных машинах, о происхождении жемчуга, о високосном годе.
- религиозно-философские экскурсы: о судьбе, о способах предсказания будущего, о магах.
- биографические экскурсы — посвященные личностям римских императоров: цезаря Галла, Констанция II, Юлиана Отступника, Иовиана, Валентиниана I, Валента.
Некоторые содержащиеся в «Деяниях» крупные экскурсы могут включать в себя несколько более мелких; так, например, в экскурсе, посвящённом Персии, можно выделить следующие экскурсы:
- об истории Персии;
- о ядовитых подземных испарениях;
- о взятии Селевкии войсками Луция Вера;
- о магах;
- о «мидийском масле»;
- о серах;
- о быте и нравах жителей Персии.
Речи и письма
Следуя традиции, Аммиан включает в текст речи персонажей и письма, но их число невелико (в сохранившейся части 3 письма и 12 речей). Это переписка между персидским царём Шапуром II и императором Констанцием, а также письмо Юлиана к Констанцию. Четыре речи в сохранившейся части сочинения произносит Констанций, шесть — Юлиан, и две — Валентиниан.