ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Берберова, Нина Николаевна


  • Повелительница. — Berlin, 1932. — ??? с.
  • Аккомпаниаторша // Современные записки. — 1935. — № 58. — С. ???
В центре повести стоит фигура молодой женщины, обиженной судьбой, — сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве и, наконец, в Париже. Верное изображение женской души, как это часто случается у Берберовой, проигрывает от того, что в сюжетной линии слишком ясны намерения автора.

  • Чайковский. История одинокой жизни. — Berlin, 1936. — ??? с.
  • Бородин. — Berlin, 1938. — ??? с.
  • Без заката. — Paris, 1938. — ??? с.
  • Александр Блок и его время. — 1947. — ??? с.
  • Облегчение участи. — Paris, 1949. — ??? с.
  • Памяти Шлимана // Мосты. — 1958. — № 1. — С. ???
Доходящая до гротеска повесть, действие которой перенесено в 1984. Люди здесь зависят от машин, задыхаются от последствий цивилизации и перенаселенности.

  • Курсив мой. Автобиография. — München, 1972. — ??? с.
Вследствие субъективных оценок, данных Берберовой многим эмигрантам, вызвала резкую критику как в личном, так и в фактологическом плане. Впервые в России: Берберова Н. Н. Курсив мой: Автобиография / Вступ ст. Е. В. Витковского; Коммент. В. П. Кочеткова, Г. И. Мосешвили. — М.: Согласие, 1999. — 736 с. ISBN 5-86884-093-3

  • Железная женщина. Биография. — New York, 1981. — ??? с.
Впервые опубликована в СССР в 1989 г. в журнале Дружба Народов. — 1989. — № 8-12. Также см. изд.: Берберова Н. Н. Железная женщина. — Репринтное издание 1981 г. — М.: Политиздат, 1991. — 383 с.

  • Стихи, 1921—1983. — New York, 1984. — ??? с.
  • Люди и ложи. — New York, 1986. — ??? с.
    • Берберова Н. Н., Харьков, М., Калейдоскоп, Прогресс-Традиция, 1997 (в пер.)

Одна из первых публикаций в России: Берберова Н. Маленькая девочка // Современная драматургия. — 1991. — № 2. — С. 75-109.

  • Неизвестная Берберова: Роман, стихи, статьи. — Спб.: Лимбус Пресс, 1998. — 288 с.
  • Из «русского Парижа». Берберова Н. «Мадам». Публ. и вст. текст В. В. Иванова // Современная драматургия. — 2002. — № 1. — С. 190-203.

Современники о Берберовой

Поэт Андрей Вознесенский написал стихотворение, посвященное Берберовой, после посещения её дома в Принстоне в 1988 г. Перед встречей Берберова сломала руку, о чём упоминается в стихотворении.


\ «Вы мне написали правою,
\ за левую извиняясь,
\ которая была в гипсе -
\ бел-белое изваянье.


\ Вы выбрали пристань в Принстоне,
\ но, что замерло как снег
\ в откинутом жесте гипсовом,
\ мисс Серебряный век?..


\ Кленовые листы падали,
\ отстегиваясь как клипсы.
\ Простите мне мою правую,
\ за то, что она без гипса.


\ Как ароматна, Господи,
\ избегнувшая ЧК,
\ как персиковая косточка
\ смуглая Ваша щека!


\ Как женское тело гибко
\ сейчас у меня на глазах,
\ становится статуей, гипсом,
\ В неведомых нам садах…


\ Там нимфы — куда бельведерам.
\ Сад летний. Снегов овал.
\ Откинутый локоть Берберовой.
\ Был Гумилев офицером.
\ Он справа за локоть брал.»

Юлия Богуславская «Помню, как меня поразила прежде всего ее красивая отчетливая речь, произношение уроженки Петербурга времен Серебряного Века. Да и сама лекция сильно отличалась от заунывного профессорского монотонья своей логичностью, четким построением, смелостью выводов.»

Сергей Довлатов «Что касается Берберовой, то я с ней, конечно, знаком и несколько лет находился в переписке, но затем она поняла, что я целиком состою из качеств, ей ненавистных — бесхарактерный, измученный комплексами человек. И переписка увяла. Я ее за многое уважаю, люблю две ее мемуарные книги (стихи и проза — дрянь, по-моему), но человек она совершенно рациональный, жестокий, холодный, способный выучить шведский язык перед туристской поездкой в Швецию, но также способный и оставить больного мужа, который уже ничего не мог ей дать.»

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить