ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Гидони, Александр Иосифович


ИмяАлександр Иосифович Гидони
ПсевдонимыА. Г.; Алеко; Г.; Искандер-Бек; П. Д.
Дата рождения18.4.1885(5)
Место рожденияСанкт-Петербург
Дата смерти1943
Род деятельностиискусствовед, писатель Литвы
Годы активности1905—1936

Александр Иосифович Гидони (1885—1943?) — русский искусствовед, художественный критик, драматург, прозаик. Брат Г. И. Гидони и Е. И. Гидони.

Биография

Родился 5а в Санкт-Петербурге, в семье ковенского мещанина, кандидата права Иосифа Хаимовича Гидони (1861—1916) и его жены Хаи-Гуты Гиршевны (в девичестве Орелович; 1865—1925). Окончил Ковенскую гимназию, в 1904 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1905 году принимал активное участие в революционном движении, выступая на студенческих митингах, публиковал эпиграммы в сатирических журналах «Стрелы» и «Зритель». В начале 1906 года подвергался тюремному заключению, позже жил в эмиграции в Швейцарии.

С осени 1906 года по 1909 год продолжил обучение в Петербургском университете. В эти годы был деятельным участником «Кружка молодых», кружка «Реалисты», устроитель «общественных судов», редактор (совместно с Ю. Б. Кричевским) журнала «Студенчество», посетитель «башни» Вяч. Иванова.

По окончании университета помощник присяжного поверенного, литератор, участник «сред» Н. В. Дризена, завсегдатай «Бродячей собаки». Печатался в журналах «Аполлон», «Театр и искусство», «Новый журнал для всех», других изданиях, автор монографий о Н. Рерихе и О. Родене, а также ряда пьес и сценария к кинофильму «Кровь неотмщённая».

27 февраля 1917 года Гидони оказывал помощь в организации охраны Таврического дворца, 1 марта по поручению Временного комитета Государственной думы принимал меры для охраны Эрмитажа. Весной 1917 года ездил по провинциальным городам выступая с антибольшевистскими лекциями, в июне исполнял поручения Временного правительства в Самаре и Царицыне, в июле – комендант Сызрани, с осени находился на Северном Кавказе.

В 1919–1921 годах – в Петрограде. Выступал с лекциями («Люди и страсти революции», «Интеллигенция и Россия», цикл «Сумерки религиозного сознания»), участвовал в деятельности «Вольной философской ассоциации», вместе с братом художником Г. Гидони, В. Пястом, С. Ольденбургом, Э. Голлербахом организовывал «Общество по изучению западной культуры».

С августа 1921 года жил в Каунасе, читал лекции разнообразной тематики («Россия наших дней», о Достоевском, «Врубель, Рерих и Чюрлёнис», «Красота человека», «Генуэзская конференция», «Культура театра»), печатался в газете И. Воронко «Вольная Литва», с апреля по октябрь 1922 года был редактором и издателем еженедельной газеты «Понедельник» и ежедневной газеты «День».

В 1923–1924 годах читал курс лекций по истории русского искусства в Чикаго (Arts Club of Chicago, Jewish People's Institute), часто публиковался в просоветской газете «Новый мир» (Нью-Йорк). Вернувшись в Европу летом 1924 года, написал сатирико-фантастическую повесть «Осёл в богатстве», читал лекции в Риге («Американцы у себя дома», «Анатоль Франс», «Еврейство в мировой культуре»).

С февраля 1925 года по осень 1926 – вновь в Литве, печатался в газете «Лиетувос Жиниос», затем вернулся в СССР. В 1927—1929 годах состоял в редакции журнала «Современный театр» (Москва), в этот же период написал (совместно со Львом Пушем) сценарий к кинофильму «Обреченные», монографию об Алисе Терри, повесть «Рожденный дьяволом».

В конце 1929 года Гидони снова эмигрировал. В 1929—1931 годах жил в Берлине, с 1932 года — в Париже, в 1937 году состоял там в масонской ложе «Thébah», дальнейшая судьба неясна. Согласно одному из источников, умер в 1943 году.

Избранные произведения

  • Так болтали в кофейнях Багдада // Зритель, 1905, № 24.
  • В мансардах: драматический этюд в 1 акте. — Спб.: Кружок молодых, 1907.
  • Метерлинк и его драмы // Ежегодник императорских театров, 1909, вып. 2.
  • Царевна и луна. В сб.: Студия импрессионистов. Книга 1-ая. Ред. Н. И. Кульбина. — Спб.: изд. Н. И. Бутковской, 1910, с. 32—40.
  • Ренессанс танца // Театр и искусство, 1911, №№ 27-28.
  • Законодательная охрана памятников старины и произведений искусства // Зодчий, 1912, № 12.
  • Любовь под маской. (Трагикомедия брака). — Петроград: лит. Ю. Семечкиной, 1915.
  • Н. К. Рерих. — Петроград: Аполлон, 1915.
  • Роден. — Петроград: изд. Н. И. Бутковской, 1915.
  • В защиту искусства. В кн.: Рерих. — Петроград: Свободное искусство, 1916.
  • Омраченный Петроград // Аполлон 1916, №№ 9-10.
  • Смерть поэта // Вольная Литва, 19 (6) авг. 1921.
  • Всем сёстрам по серьгам. // День, 16, 17 сент., 1 окт. 1922.
  • Осёл в богатстве: Рассказ 1950 года. Пер. с нем. Предисл. П. С. Когана; Рис. К. В. Кузнецова. — М.: Труд и книга, 1925.
  • Расовая проблема в Америке // Красная новь, 1927, № 12.
  • Алиса Терри. — М.: Tea-кино-печать, 1928.
  • Il est né un diable: nouvelle russe inédite // Les oeuvres libres: 93 recueil littéraire mensuel ne publiant que de l'inédit. — Paris: A. Fayard, 1929.
  • Russische Filmprobleme // Sozialistische Bildung, Jahrg. 1929, Heft 11.
  • Stanislawski oder Meyerhold? // Die Volksbühne, 1930, Maiheft.
  • La mise en scène en U.R.S.S. // Encyclopédie française, t. XVII («Arts et littératures dans la société contemporaine»). — Paris: Comité de l'Encyclopédie française, 1936.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить