ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Ибрагимов, Абдурашид


Возвращение А.Ибрагимова в Стамбул финансировалось японским обществом Адзия Гикай (Азия, проснись!) и длилось целый год, так как его маршрут проходил через важные мусульманскме центры Китая, Британской и Нидерландской Индий. В этой поездке он встретился с одним из первых японцев, принявших ислам, с Ямаока Котаро (1880—1959), также членом Кокурюкай, ставшим себя отныне именовать Ёмер Ямаока. Вдвоём они совершили паломничество в Мекку.

В 1910 году, когда А.Ибрагимов прибывает в столицу Турции, у власти там находились младотурки, воспринявшие идеи этого, сташего уже известным агитатора и проповедника, положительно. Ибрагимов получает одобрение от местного улема и связанных с ним организаций. Свои наблюдения о положении в Восточной Азии он изложил в работе Alem-i-İslam ve Japonya’da İntişar-ı İslamiyet (Исламский мир и распространение ислама в Японии), где с большим оптимизмом говорит о возможной исламизации японцев. В последующие годы Ибрагимов издаёт в Стамбуле несколько исламских журналов (Sırat-ı Müstakim, Tearüf-i Muslimin), где публиковался также и японский мусульманин Ямаока. Сын Ибрагимова занимался распространением идей отца в России: в Казани он издаёт исламский журнал. Сам же А.Ибрагимов любил выступать с речами, зачастую имевшими вид проповедей, в которых агитировал за панисламистский единый фронт. Со временем поняв, что защищаемые им идеи не имеют широкого признания, Ибрагимов сближается с пантюркистом Энвером-пашой и пытается распространять его идеи среди татарских эмигрантских кругов в Турции. Для подобной же пропагандистской (подрывной) работы в России ширмой служило Татарское благотворительное общество. В 1913 году Ибрагимов становится главным редактором и издателем газеты İslam Dünyası., выпустив её 27 номеров.

В 1911 году Ибрагимов, по рекомендации Энвера-паши, близким соратником которого он оставался вплоть до смерти паши в 1922, был принят в тайную организацию Teşkilât-ı Mahsusa. В том же году они оба отправляются в Ливию, в Триполи, где высадились итальянские войска, с целью организовать сопротивление мусульманских и бедуинских племён против Италии. Во время Первой мировой войны Ибрагимов в Германии пытается из пленных-мусульман сформировать военные подразделения, с целью направить их на борьбу с британским колониализмом. В 1918 году он, как депутат от России, принимает участие в Берлине во 2-м конгрессе оганизации İhtilal Cemiyetleri İttihadı (бывшей Teşkilât-ı Mahsusa). В это время А.Ибрагимов на некоторое время сближается в большевиками. В 1922—1923 годах он живёт в Советской России.

В 1930—1931 годах мусульманский политик живёт в Мекке. Происламская агитация Ибрагимова не имела большого и длительного успеха, в то время как националистические движения на Ближнем и Среднем Востоке в 1920-е — 1940-е годы становились всё более мощными. Не подлежит сомнению, что А.Ибрагимов был агентом японской разведки2012. В 1933 году он был приглашён в Японию. В 1938 он вновь приезжает в эту страну. Там он становится председателем Dai Nippon Kaikyō Kyōkai, официальной японской правительственной организации по исламу, и имамом Токийской мечети. Вплоть до самой своей смерти в августе 1944 года А.Ибрагимов продолжал верить в скорейшее обращение большинства японцев в ислам.

Сочинения

  • Abdürreşid İbrahim, Özalp, Ertuğrul (изд.); Âlemi-i İslâm ve Japonya’da islâmiyet’in yayılması — Türkistan, Sibirya, Moğolistan, Mançurya, Japonya, Kore, Çin, Singapur, Uzak Hind adaları, Hindistan, Arabistan, Dâru’l-Hilafe; İstanbul 19?? (İşaret), ISBN 975-350-134-X
  • Abdürreşid İbrahim, François Georgeon (перев., изд.); Un Tatar au Japon — voyage en Asie (1908—1910); [Arles] 2004 (Actes Sud-Sindbad), 269S.; EST: Alem-i İslâm ve Japonya 'da intişar-i islâmiyet ; ISBN 2-7427-5206-4
  • Abdürreşid İbrahim; ;'' Berlin 1933

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить