ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Хельман, Хуан


Несмотря на это, демократически избранное правительство Рауля Альфонсина, при котором велось расследование деятельности «Монтонерос», выдало ордер на арест поэта. Против этого выступили крупнейшие писатели Латинской Америки: Г. Г. Маркес, А. Роа Бастос, М. Варгас Льоса, Э. Галеано, Октавио Пас и другие. Возможность вернуться на родину появилась только в 1988 году. Хуан Хельман вернулся, но почти сразу же уехал в Мексику. 8 октября 1988 года он был амнистирован президентом Карлосом Менемом вместе с другими 64 бывшими членами партизанских групп. Хуан Хельман с возмущением отверг этот официальный акт, так как посчитал, что амнистия уравнивала революционеров с преступниками хунты, а его обменивали «на похитителей моих детей и ещё тысяч молодых людей, ставшими моими детьми».

Похищение сына и поиск внучки

26 августа 1976 года были похищены дети Хуана Хельмана — Нора Эва (19 лет) и Марсело Ариэль (20) с женой Марией Клаудией на седьмом месяце беременности. Больше о них никто не слышал. Лишь в 1978 году при посредничестве католической церкви удалось узнать, что в заключении и не в Аргентине, а в Монтевидео (Уругвай) появилась на свет внучка поэта, чьим поискам он посвятил все последующие годы. В Аргентине существовала практика отдавать семьям военных детей, родившихся у задержанных, но Уругвай отказывался признавать, что на его территории происходили подобные зверства. Хуан Хельман, уверенный, что его внучку удочерила уругвайская семья, требовал от правительства сотрудничества в проведении расследования. Его усилия увенчались успехом: в 1990 году нашлась Андреа, предполагаемая дочь погибшего сына Хуана Хельмана. Все ДНК анализы показали, что она в прямом родстве с поэтом. В нынешнее время Хуан Хельман борется за то, чтобы виновные в смерти его сына были наказаны.

Творчество

Свое первое стихотворение Хуан Хельман публикует в 11 лет. В 1955 основал вместе с другими коммунистами группу «Чёрствый хлеб» — имевшую прочную связь с политическими идеями основателей и чье творческое кредо заключалось в определении поэзии как продукта каждодневного спроса, использовании разговорного языка и тем, близких жителям городов. В период до 1965 года Хуан Хельман публикует четыре поэтических книги, последняя из которых — «Готан» — ознаменовала отход от Компартии и переход на новые, революционно-перонистские позиции. В художественном плане этот сборник также ознаменовал появление нового литературного течения «новой испаноамериканской поэзии», претендующей изменить не только мир, но и само слово. В дальнейшем эксперимент со словом становится главным методом поэта.

В шестом поэтическом сборнике Хуана Хельмана собраны стихотворения за 9 лет, он назвал его «Гнев бык» («Cólera buey»). До 1973 года он публикует ещё две книги, а потом замолкает на долгие семь лет, до 1980. В последних перед перерывом книгах появляется его излюбленный прием — вопросительные предложения как способ вести диалог с читателем, и косые скобки, разделяющие все более отрывистые строчки и фрагменты стихотворений. Все последующее творчество поэта отмечено постоянным экспериментированием с размером и словесными формами, комбинацией цитат и созданием вымышленных поэтов и поэтических миров, где нашли место даже стихотворения на языке сефардов — ладино (сброник «Dibaxu»). Боль потери сына и борьба с диктатурой отразились в серии стихотворений в сборнике «Деяния» (1980 г.) Не считая антологий, к 2011 году Хуан Хельман опубликовал 26 поэтических сборников.

В 2008 году был в Москве по приглашению Института Сервантеса.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить