ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Курикка, Матти


Летом 1899 года Курикка находился в Турку, где проходило создание Рабочей партии Финляндии, но там он занял слишком резкую линию, требуя социализации средств производства и резкого осуждения церкви.

Деятельность в Австралии и Канаде

После ухода из газеты «Тюёмиес» основал общество «Калеван Канса», с помощью которого хотел осуществить на практике свои идеи построения нового идеального общества, в частности — коммуны «Сойнтула» («Гармония»). Первая попытка воплотить идею произошла в Австралии, куда Курикка перебрался в августе 1899 года. Работал на строительстве железной дороги, заболел, в связи с чем строительство идеального общества в Квинсленде в Северной Австралии оказалось под угрозой. Весной 1900 года Курикка получил письмо от Матти Халминена с приглашением приехать на остров Малькольм в Британской Колумбии на западном побережье Канады и создавать коммуну там. Для него были перечислены деньги на дорогу, в связи с чем он смог выехать из Австралии. Вместе с ним выехала и часть энтузиастов, создававших в 1902 году «Эракко-сеура» («Общество отшельников»), объединявшее финнов в Австралии.

По прибытии на остров Малькольм было создано общество «Калеван Канса Колонизейшн компани», получившее в конце 1911 года остров в свое владение. Было начато издание газеты «Айка» («Время»), первой в Канаде газеты на финском языке. Курикка и приехавший по его просьбе на помощь из Финляндии А. Б. Мякеля вели популяризаторскую деятельность, рассказывая об идее коммуны «Сойнтула». В газете «Айка» писали об идее колонии, которая привлекала на свою сторону «разочаровавшихся в капитализме» финских переселенцев и их семьи. К концу 1902 года на острове было уже почти 200 человек, а в течение 1903 года их число увеличилось до 350. Общество, которое характеризовалось как кооператив, добывало себе пропитание ловлей рыбы и с помощью построенного лесопильного завода. На острове было также построено несколько хозяйственных и жилых зданий. Одним из «социальных» требований Курикки, вызывавших наибольшее количество споров и сомнений, было обобществление жен. По мнению Курикки, брак заключал женщину в оковы, а она должна была принимать участие в трудовой жизни как свободный от семейных забот человек; дети должны были воспитываться в «детских домах». Экономическая основа «Сойнтула» была достаточно слабой,

так как доставка на рынок товаров, произведенных в коммуне, была затруднительной, а профессиональные навыки её членов оставляли желать лучшего. Во время пожара 1904 годы погибли люди, и была разрушена большая часть зданий. Начавшийся развал привел к тому, что Курикка и большая часть членов «Сойнтула» вышли из общества в октябре 1904 года. Согласно некоторым источникам, он был практически изгнан с острова. «Калеван Канса Колонизейшн Компани» прекратила свое существование в мае 1905 года.

На берегу реки Фрейзер, на материке, была создана новая утопическая коммуна, «Саммон Такойят» («Ковали Сампо»). Общество добывало средства к существованию, работая в лесу, но Курикка пробыл там недолго, и уже в сентябре 1905 году вернулся в Финляндию. Здесь он успел принять участие в борьбе против русификации и был одним из видных руководителей всеобщей забастовки. Однако Курикка вновь испытывал трудности с финским рабочим движением. Разногласия привели к тому, что на съезде партии в Оулу в 1906 г. он вынужден был выйти из Социал-демократической партии. Он опирался на узкую группу своих сторонников и начал сотрудничать с ведущим финским теософом Пеккой Эрвастом и издавать газету «Элямя» («Жизнь»), последние номера которой вышли летом 1908 г. Позднее им была основана Социалистическая реформаторская партия, не имевшая однако успеха на парламентских выборах.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить