ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Курикка, Матти


В 1907 году разочарованный Курикка отправился в Соединенные Штаты с лекциями, затем вернулся в Финляндию, но в следующем году вновь поехал в Америку. Последние свои годы он жил в штате Род- Айленд в местечке под названием Вестерли в усадьбе Пенкер. Средства к существованию он добывал земледелием и журналистикой. В 1908 году он стал обозревателем правой финноязычной газеты «Нью-Йоркин Уутисет», выступающей за независимость Финляндии, а позднее стал её редактором. В 1912 году Курикка создавал также местное отделение общества «Калеван Ритарит» («Рыцари Калевы»). Общество, особенно в начале XX века было патриотической тайной организацией, объединяющей правых. Участие Курикки в её деятельности, с одной стороны, доказывает его причастность к феннофильству и тоску по Финляндии, с другой стороны, — отдаление от рабочего движения в сторону национализма и романтических финских традиций. Смерть застала Матти Курикку в его усадьбе на поле, прервав его новые планы и заботы.

Файл:MattiKurikka1902.jpg|Матти Курикка в коммуне «Сойнтула»Файл:MattiKurikka1903.jpg|Хор коммуны «Сойнтула»Файл:MattiKurikka1904.jpg|Работа в коммуне «Сойнтула»

Литературное творчество

Из-под пера Матти Курикки в самые яркие его годы успело выйти очень большое количество литературных произведений. Сначала он приобрел славу как драматург. Среди написанных им пьес были, например, «Последнее усилие», поставленная в Финском Театре Хельсинки в 1884 г., «Чудо ли это» (1885), «Айли» (1887). Первый том его сборника новелл «Облачка» (I—II, 1886) был конфискован как содержащий оскорбления в адрес императорской семьи. Помимо этого у него вышло много небольших брошюр о религии, трезвом образе жизни и по социальным вопросам, к примеру, о положении женщины, а также об идее «Сойнтула». Собственный опыт разрушительного воздействия алкоголя, вероятно, отчасти повлиял на то, что Курикка был против употребления алкоголя рабочими и считал его пагубным. Он часто писал об этом и считал, что трезвенническое движение было одним из способов улучшить положение рабочих. Он оказал влияние на то, что финское рабочее движение заняло позицию, поддерживающую трезвый образ жизни.

Оценки деятельности

Его активная деятельность, выступления и энтузиазм увлекали за собой массы людей, и в то же время его идеи и речи приводили к появлению различных мнений. Курикка имел горячих сторонников и горячих противников даже в своей среде, внутри рабочего движения. <…> Самое большое значение Курикки, вероятно, все же было в том, что он был писателем, оратором и человеком, пробудившим рабочее движение. Интерес к теософии, неспособность к сотрудничеству и непрактичность привели к тому, что он занял второстепенное положение по сравнению с другими ведущими финнами и влиятельными фигурами в рабочем движении американских финнов того времени.

Проблемы Курикки в рабочем движении происходили из-за того, что он не мог отделить свои идеи от действительности. Он считал, что его идеи, объединявшие теософию и социализм, нужно по возможности скорее осуществить. Он хотел, чтобы люди изменились под влиянием его собственных идей, и если так не происходило, он отказывался иметь с ними дело. Идеи Курикки основывались на трех главных принципах. Во-первых, у него было свое теософско-религиозное мировоззрение. Во-вторых, он верил в нравственный социализм, в котором были черты, взятые из утопического социализма Анри де Сен-Симона и христианского социализма. В третьих, он стремился к кооперативной форме хозяйствования, идея которой происходит главным образом из Англии.

Семья

  • Отец — Адам Курикка (Aatami Kurikka), землевладелец
  • Мать — Анна Пёюхёнен
  • Первая жена — Анна Палмквист (в браке 1886—1898 (развод), родители первой жены: Эдмунд Палмквист, начальник тюрьмы, и Доротея Рюхлинг)
  • Вторая жена — Ханна Ряйхя, дочь заводского мастера
  • Дети — две дочери
Файл:MattiKurikka1888.jpg|Первая семьяФайл:MattiKurikka1900.jpg|Матти Курикка со второй женой

Библиография

  • Ahneuden kouristuksissa (Matti Kurikka 1909)
  • Aili (Wickström 1887)
  • Elämän koulua 1-2 (Elämä osuuskunta 1906—1907)
  • Elämän sointuja (Matti Kurikka 1908)
  • Historiallis-maantieteellinen nimistö (Edlund 1881)
  • Ihmekös tuo! (Gummerus 1885)
  • Ihmiskunnan pelastus (Työväen sanomalehti-osakeyhtiö 1899)
  • «Jumalaton kirkko». Helsinki: Vihtori Kosonen, 1908.
  • Juomalakko (Matti Kurikka 1899)
  • Kapitalismin kukistus (Matti Kurikka 1911)
  • Mitä meille nainen opettaa (Matti Kurikka 1906)
  • Mitä yhteiskunta on työväelle velkaa (Matti Kurikka 1898)
  • Moses vai Jesus (Matti Kurikka 1898)
  • Moses vai Jesus: toinen luento (Kp. Gutenberg 1899)
  • Niin on laita! (Matti Kurikka 1897)
  • Pilven hattaroita 1 (WSOY 1886)
  • Pilven hattaroita 2 (Matti Kurikka 1889)
  • Pohjustuksia (Matti Kurikka 1906)
  • Pääskyn rakkaus (Työväen sanomalehti-oy 1905)
  • Pois alkohoolin valta! (Päivälehden kp. 1898)
  • Raha, sen synty ja kehitys (Elämä Osuuskunta 1906)
  • Ulapalle (Päivälehden kp. 1897)
  • Viimeinen ponnistus (Gummerus 1884)
  • Äärimmäisessä talossa (Matti Kurikka 1889)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить