ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Накамура, Синъитиро


Поворот. Исследование канси. Поздняя проза

В работах своего раннего периода Накамура обращался к темам судеб интеллигенции, противоречивости между их довоенными идеалов и разочаровывающими послевоенными реалиями («Карусель», 回転木馬, 1957). Перелом наступил в 1957 году, когда скоропостижная кончина жены привела к стремительному развитию душевной болезни и госпитализации писателя. После курса лечения, включавшего использование электрошока, Накамура пережил частичную потерю памяти. Вернувшись к нормальной жизни, он неожиданно для многих обратился к поэзии канси эпохи Эдо, начал думать над возможными путями её синтеза со своей собственной эстетической программой, ранее бывшей во многом ориентированной на французский модернизм. Результаты этого стилистического и тематического поворота выражены в лучших произведениях Накамуры 1960-х: «Плывут облака» (雲のゆき来, 1966), «Далёкое прошлое» (遠隔感応, 1969), «Одиночество» (孤独, 1966). В том же десятилетии началось плодотворное творчество Накамуры-литературоведа. Он и раньше публиковал работы исследовательского характера (в частности книги об Акутагаве), однако именно в этот период 1960-х — первой половины 1970-х смог полноценно реализоваться в этой сфере. В эти годы были написаны работы «Мир Повести о Гэндзи» (源氏物語の世界, 1968), «Литература императорского двора» (王朝文学論, 1963) «Кэнрэймонъин-но Укёнодайбу» (建礼門院右京大夫, 1972) «Взгляды на секс и любовь в японской классической литературе» (日本古典にみる性と愛, 1975) и др. Помимо литературных исследований, Накамура, вернувшись к своему раннему увлечению театром и поэзией, активно стал работать в качестве сценариста радиопьес, где проявил себя новатором, вышедшим далеко за рамки простого озвучивания текста в направлении создания звуковых ландшафтов. Опыты Накамуры на этом поприще оказали существенное влияние на последующие поколения японских авангардных писателей-драматургов (Абэ и др.), а также до некоторой степени и на европейских авторов, работавших в этом жанре.

В 1971 году вышло во многом итоговое для Накамуры исследование, посвящённое эдоской поэзии канси, «Рай Санъё и его время» (頼山陽とその時代, в 3-х тт.), которое способствовало существенному пересмотру мнений, сложившихся в этой сфере японской филологии. В дальнейшем эта линия творчества была продолжена в капитальных трудах «Жизнь Какидзаки Хакё» (蠣崎波響の生涯, 1989, премия Ёмиури) и «Салон Кимуры Кэнкадо» (木村蒹葭堂のサロン, 2000, изд. посмертно), а также в более доступных широкой читательской аудитории работах «Сад поэтов» (詩人の庭, 1976) и «Эдоская поэзия канси» (江戸漢詩, 1985).

Как писатель в свои зрелые годы Накамура сосредоточился на написании тетралогии «Четыре времени года» (四季, 1975—1984, премия Танидзаки и Большая японская литературная премия). Также плодотворно работал в малой форме, обращаясь к разнообразным сюжетам, так или иначе раскрывающим порывы человеческой души. После завершения тетралогии вновь обратился к японской классике, развивая в многочисленных работах идею происхождения всей японской литературы из литературы императорского двора. В начале 1990-х были изданы полные собрания художественных произведений (1992—1993, «Синтёся», в 13 тт.), публицистики («Тикума сёбо», в 7 тт.) и литературоведческих работ («Синтёся», в 6 тт.).

Тетралогия Квартет (四重奏) и другие работы самых последних лет подчёркнуто эротичны. До конца своей жизни продолжал активно писать, оставаясь одной из ведущих фигур современной литературной жизни Японии.

Издания на русском языке

  • М., Известия, 1987
  • М., Прогресс, 1972
  • Повесть «Далёкое прошлое». Упоминается в предисловии Н. Т. Федоренко к указанному выше сборнику «Дорога к замку» (с. 7). Библиографические данные неизвестны.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить