ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Шабах, Петр


Первая самостоятельная публикация не принесла Шабаху большой известности — началом своей популярности он обязан музыкальному фильму «Шакальи годы», снятому режиссёром Яном Гржебейком совместно со сценаристом Петром Ярховским (Petr Jarchovský). Фильм вышел в 1993 году и на сегодняшний день считается классикой чешского кинематографа. Спустя несколько лет после выхода на экраны он, в свою очередь, вдохновил режиссёра Мирослава Гануша (Miroslav Hanuš) на создание одноименного театрального мюзикла, премьера которого состоялась в июне 2003 года в Среднечешском театре в г. Кладно. Зденек Кухинка (Zdeněk Kuchyňka), историк и директор Краеведческого музея имени А. Сладечека, в своей рецензии так описывает реакцию зрителей на постановку:

На последней премьере уходящего сезона — мюзикле «Шакальи годы» — зрители в переполненном зале долго аплодировали стоя. <…> По свидетельствам, в последний раз такую реакцию вызвало заявление актёров о присоединении к забастовке, озвученное со сцены Отакаром Броусеком 18 ноября 1989 года.

В 1993 году сборник «Как потопить Австралию» был переиздан в составе книги под названием «Шакальи годы», куда вошли и две новые повести Шабаха: «Зумф» (Zumf) и «Похождения морского конька» (Putování mořského koně). Последняя также в значительной степени автобиографична. Главный герой вынужден уйти в «декретный отпуск» и воспитывать маленького сына, так как жена не может оставить работу. Чтобы не слишком зависеть от неё материально (в частности, чтобы иметь возможность купить подарки к Рождеству), по ночам он подрабатывает сторожем. Этот не самый простой для себя период Шабах считает ценным с точки зрения жизненного опыта, так вспоминая о нём в одном из интервью:

Я считаю, что это были самые содержательные годы моей жизни. Большего смысла я не находил ни в одном другом занятии. Заботиться о ребенке — это нечто потрясающее, и я очень рад, что в течение двух с половиной лет у меня была возможность испытать это лично.

В 1994 году был опубликован включающий три произведения сборник «Дерьмо горит» (Hovno hoří), который, пожалуй, до сих пор остается самой известной и популярной книгой Шабаха. В ней писатель сосредоточил свое внимание на разнице между мужским и женским восприятием мира. Книга состоит из трех частей: «Пари» (Sázka), «Bellevue» и «Вода с сиропом» (Voda se šťávou). В первой рассказчик наблюдает в кабачке за двумя стариками, которые попивают пиво и заключают одно пари за другим, споря, например, о том, может ли медведь быть ростом 3,5 метра, или о том, сколько человек может выдержать без воздуха. Пытаясь доказать другу другу свою правоту, они проверяют свои гипотезы на практике — к ужасу и раздражению официантки. В «Bellevue» от третьего лица описывается эпизод из жизни маленькой девочки, которая мечтает быть мужчиной, полагая, что им живется намного легче, чем женщинам. Однако в конце дня, проведенного на крыше в наблюдениях за мужской частью семьи (папой, дедушкой и двумя братьями), ей приходится в этом усомниться. В последней, самой объемной части Шабах прослеживает разницу между «двумя мирами», мужским и женским, на примере героев, в первую очередь рассказчика, чей образ во многом автобиографичен, и его девушки (впоследствии жены), прототипом которой, как можно догадаться, является супруга самого автора, от их подростковых лет до зрелости. Сборник открывается короткой историей, своего рода эпиграфом, который лучшим образом поясняет общую идею книги:

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить