ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Шабах, Петр


В 2001 году Шабах публикует книгу «Пьяные бананы» (Opilé banány), а в 2003 — её продолжение под названием «Четверо в лодке, или Пьяные бананы возвращаются» (Čtyři muži na vodě aneb Opilé banány se vracejí), в обеих мы видим продолжение всех основных тенденций творчества Шабаха. В первой книге рассказывается о приключениях четырёх друзей школьного возраста. Центральная сюжетная линия, как это часто бывает у Шабаха, обрастает множеством не связанных с ней непосредственно анекдотичных историй. Во второй повести мы встречаемся с теми же героями — повзрослевшими (или постаревшими) на 25 лет и видящими мир другими глазами. Главные герои, чтобы вспомнить молодость, отправляются в небольшое путешествие, которое лишь условно образует сюжет книги, создавая фон для размышлений и отступлений рассказчика на самые разные темы.

Тогда же (в 2003 году) Гржебейк выпускает свой новый фильм — «Пупендо» («Pupendo») — по мотивам «Пьяных бананов» и более ранних произведений Шабаха. В промежутке между выходом двух книг издательство «Пасека» выпустило сборник фельетонов Шабаха, опубликованных им ранее в журнале «Млада фронта днес» («Mladá fronta Dnes»). Сборник получил название «Милые дети!» (Milé děti!) и был приурочен к десятилетнему юбилею книжного дома «Paseka».

Следующая книга писателя вышла в 2004 году и получила название «Рамон: написано для Нью-Йорк Таймс» (Ramon: Psáno pro New York Times). Здесь автор остается в целом верен своему стилю, но в книге в большей степени, чем в предыдущих его произведениях, чувствуются социально-критические нотки. Действие происходит в небольшой деревне под Прагой в наши дни (что отличает повесть от большинства других произведений Шабаха, где, как правило события разворачиваются ещё в социалистической Чехословакии). Рассказчик — подросток Мартин — живёт и учится в Праге, но много времени проводит за городом, где живёт его дедушка и где у семьи Мартина есть небольшой участок с деревянной «будкой» — летним домиком, в который постоянно забираются бездомные. Однажды Мартин знакомится с неизвестно откуда здесь взявшимся индейцем Рамоном и предлагает ему пожить там в качестве сторожа. Рамон с радостью соглашается — так начинается дружба героев. Вместе они проводят много времени — в частности, выращивая на участке марихуану и покуривая «джойнт». Рассказчик с интересом наблюдает за происходящим вокруг, создавая на основе своих наблюдений небольшие рассказы и записывая их в тетрадь с шутливой надписью «Написано для Нью-Йорк Таймс». Он видит, как деревенский быт меняется под давлением «цивилизации» в лице тех, кто считает, что деньги — залог вседозволенности и всемогущества.

Более «жесткой» по сравнению с другими является одна из последних на данный момент книг Шабаха — повесть «Удостоверение личности» (Občanský průkaz), вышедшая в 2006 году и описывающая эпоху нормализации в Чехословакии так, как её видят несколько друзей (включая рассказчика), чья судьба прослеживается в повести с пятнадцатилетнего возраста (с момента вручения им паспортов) до зрелости. Конечно, в основе этого видения лежит неприятие — но не столько конкретной власти, сколько в принципе запретов и ограничений, навязываемых кем-то неизвестно по какому праву, за нарушение которых грозит жестокое наказание. Критика такого устройства общества здесь чувствуется в значительно большей степени, чем в других произведениях Шабаха, затрагивающих ту же тему. Например, в книге описываются сцены уличных столкновений протестующих и полиции и допросов в следственной тюрьме, где за участие «в беспорядках» несколько недель проводит один из друзей рассказчика. Однако автору удается сочетать подобные описания с юмором и избегать морализаторства или громких заявлений нравственно-этического характера. Это наиболее автобиографичное произведение Шабаха.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить