ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Якобсен, Ролф


В этот период Ролф Якобсен проявляет интерес к Эддам, к поэзии Сигбьёрна Обстфеллера и Tore Ørjasæter. В последний год учёбы в гимназии на него произвела впечатление пьеса Карела Чапека R.U.R., поставленная в Det norske teatret. Также Ролф Якобсен проявил себя как сторонник ланнсмола. В 1925 году он стал редактором общенационального еженедельника «Норвежский гимназист» (Norges Gymnasiaster).

Чтобы оплатить учёбу в университете Осло, Ролф Якобсен подрабатывал гардеробщиком. Он изучал богословие, историю, философию и норвежский язык, но никаких экзаменов не сдавал, кроме вступительных.

Ролф продолжил писать, и в 1928 году его первый рассказ напечатал «Illustrert Familieblad». Он опубликовал ещё несколько рассказов и стихотворений. Он также публиковал тексты шлягеров, пользуясь псевдонимом Ролф Хёвре (Rolf Høvre). Он активно участвовал в деятельности Смешанного хора Христианской Ассоциации норвежских студентов и в формировании Академического хорового общества, в котором он занимал пост вице-председателя. В студенческие годы Якобсен начал политическую деятельность, став членом студенческой социалистической организации «Clarté (Norge)».

Все эти годы финансовые проблемы семьи продолжались, отношения между Юлиусом и Марие становились всё напряжённее. В 1930 году Марие Якобсен уехала от мужа.

«Земля и железо»

зонаleft
направлениеhorizontal

В сентябре 1932 года Ролф Якобсен отправил свой первый стихотворный сборник в издательство Gyldendal Norsk Forlag. Рабочим названием было «Начало» (Begynnelsen). Месяц спустя Якобсен попал в больницу с сухим плевритом. Он немедленно заявил, что сборник должен выйти только в следующем году. Из больницы Ролф вышел только в январе. Окончательным названием книги стало «Земля и железо» (Jord og jern).

Сборник «Земля и железо» был издан в 1933 году. Реакция критиков была благосклонной не только в Норвегии, но также в Швеции и Дании. Некоторые использовали эпитеты вроде «ошеломительно», и в итоге его нарекли «новым голосом нового времени». Вместе с живостью образов критики отметили футуристические тенденции и восхищение машинами. Ролф Якобсен дал интервью в связи с выходом книги, в котором упомянул в качестве источников своего вдохновения Старшую Эдду, Йоханнеса Йенсена и основоположников шведского модернизма Харри Мартинсона и Артура Лундквиста. Обозреватели отметили дихотомию между образами природы и современной техники, но подчеркнули современность стихов. Отличилось и издательство, дав книге необычную асимметрично оформленную обложку узкого формата из серебристого картона. В 1933 году издание вошло в десятку победителей конкурса «Årets vakreste Bøker». Новаторское оформление сборника вошло в историю норвежской типографики как образец графического функционализма. Обложка заняла почётное место на титульной странице вышедшего в 2002 году очерка об истории книжного дизайна в Норвегии Bokens ansikt.

начало цитатыНо «Земля и железо» — нечто большее, <…> вроде истории о Сотворении мира. Природа, изображённая мной — примитив: земля, динозавры, дождь, ледник. «Дождь — первое, что ощутилось на земле» — говорится в первом стихотворении сборника. Первая часть повествует о природе, породившей нас. Вторая — о том, к чему мы пришли, о технике — полярной противоположности природы.Men Jord og jern er også noe mer, […] en slags skapelsesberetning. Den naturen jeg skildrer er den primitive: jorden, kjempeøglene, regnværet, isbreen. «Regn var det første sansene skjønte på jorden,» som det heter i det første diktet. At vi er sprunget ut av naturen, preger første del. Hva det er blitt til, teknikken, som en slags motpol, preger andre.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить