КИНО / ПЕРСОНАЛИИ
Мельвиль, Жан-Пьер
имя | Жан-Пьер Мельвиль |
оригинал имени | Jean-Pierre Melville |
имя при рождении | Жан-Пьер Грюмбах |
дата рождения | 20.10.1917 |
место рождения | Париж |
дата смерти | 2.08.1973 |
место смерти | Париж |
профессия | кинорежиссёр, сценарист, актёр |
годы активности | 1945—1972 |
imdb_id | 0578483 |
Жан-Пьер Мельви́ль (frJean-Pierre Melville, настоящая фамилия — Грюмбах, frGrumbach; 1917—1973) — французский кинорежиссёр и сценарист.
Биография
Родился в семье эльзасских евреев. Участвовал во Второй мировой войне, в том числе в Южно-французской операции. Во время войны принял псевдоним Мельвиль как дань любимому писателю Герману Мелвиллу и затем сохранил его в качестве артистического. Вернувшись с фронта, подал заявку на лицензию ассистента режиссёра; получив отказ, решил ставить фильмы своими средствами.
Независимое положение Мельвиля и его «репортажный» стиль (он одним из первых французских режиссёров постоянно применял натурные съёмки) оказали решающее влияние на французскую «новую волну». Когда Годар столкнулся с трудностями при монтаже фильма «На последнем дыхании», именно Мельвиль, участвовавший в фильме как актёр, предложил просто смонтировать лучшие части дублей, положив тем самым начало знаменитой новаторской технике «рваного монтажа».
Трейлер к фильму Жан-Пьера Мельвиля "Красный круг" (1970)Все видео
Сам себя Мельвиль характеризовал как «крайнего индивидуалиста» и «анархиста правого крыла». Чтобы сохранить независимость от диктата продюсеров, предпочитал работать на собственной студии.
Умер от сердечного приступа во время обеда в ресторане с другом — кинорежиссёром Филиппом Лабро.
Возрождение интереса к творчеству Мельвиля пришлось на 1990-е годы, когда его стали называть в числе своих кумиров такие актуальные режиссёры, как Квентин Тарантино и Джон Ву.
Режиссёрский почерк
Мельвиль завоевал известность трагическими, минималистскими фильмами на криминальную тематику («Самурай», «Красный круг»), в которых главные роли исполняли наиболее харизматичные актёры Франции — Ален Делон, Ив Монтан, Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура, Серж Реджани. Их герои в полной мере проявляют себя только в условиях ежеминутной близости смерти, которые предоставляет криминальное или партизанское подполье.
Режиссёрский стиль Мельвиля, сложившийся под влиянием кинематографа США, фетишизирует типичные аксессуары гангстерских фильмов — оружие, костюмы и особенно шляпы. В поведении гангстеров режиссёра занимают не столько содержание и цель, сколько его внешняя сторона — процедура, ритуал.
Художественную вселенную Мельвиля называют вакуумной, для неё свойственна разреженность событий и персонажей, эластичность субъективно переживаемого времени: «ноющее затишье прострочено резкими взрывами действия» (Дэйв Кер). Последние фильмы Мельвиля «столь же продуманны, бесстрастны и абстрактны, как игра в шахматы».
Фильмография
Режиссёр
- 1945 — 24 часа из жизни клоуна / Vingt-quatre heures de la vie d’un clown (к/м)
- 1949 — Молчание моря / Le Silence de la mer
- 1950 — Ужасные дети / Les Enfants terribles
- 1953 — Когда ты прочтёшь это письмо / Quand tu liras cette lettre
- 1955 — Боб — прожигатель жизни / Bob le flambeur
- 1959 — Двое на Манхэттене / Deux hommes dans Manhattan
- 1961 — Леон Морен, священник / Léon Morin, prêtre
- 1962 — Стукач / Le Doulos
- 1963 — Старший Фершо / L’Aîné des Ferchaux
- 1966 — Второе дыхание / Le Deuxième Souffle
- 1967 — Самурай / Le Samouraï
- 1969 — Армия теней / L’Armée des ombres
- 1970 — Красный круг / Le Cercle rouge
- 1972 — Полицейский / Un flic
Актёр
- 1950 — Орфей / Orphée
- 1959 — Двое на Манхэттене / Deux hommes dans Manhattan
- 1959 — Знак льва / Le Signe du Lion
- 1960 — На последнем дыхании / À bout de souffle
- 1963 — Ландрю / Landru