КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Мельвиль, Жан-Пьер


имяЖан-Пьер Мельвиль
оригинал имениJean-Pierre Melville
имя при рожденииЖан-Пьер Грюмбах
дата рождения20.10.1917
место рожденияПариж
дата смерти2.08.1973
место смертиПариж
профессиякинорежиссёр, сценарист, актёр
годы активности1945—1972
imdb_id0578483

Жан-Пьер Мельви́ль (frJean-Pierre Melville, настоящая фамилия — Грюмбах, frGrumbach; 1917—1973) — французский кинорежиссёр и сценарист.

Биография

Родился в семье эльзасских евреев. Участвовал во Второй мировой войне, в том числе в Южно-французской операции. Во время войны принял псевдоним Мельвиль как дань любимому писателю Герману Мелвиллу и затем сохранил его в качестве артистического. Вернувшись с фронта, подал заявку на лицензию ассистента режиссёра; получив отказ, решил ставить фильмы своими средствами.

Независимое положение Мельвиля и его «репортажный» стиль (он одним из первых французских режиссёров постоянно применял натурные съёмки) оказали решающее влияние на французскую «новую волну». Когда Годар столкнулся с трудностями при монтаже фильма «На последнем дыхании», именно Мельвиль, участвовавший в фильме как актёр, предложил просто смонтировать лучшие части дублей, положив тем самым начало знаменитой новаторской технике «рваного монтажа».

Трейлер к фильму Жан-Пьера Мельвиля "Красный круг" (1970)

Все видео

Сам себя Мельвиль характеризовал как «крайнего индивидуалиста» и «анархиста правого крыла». Чтобы сохранить независимость от диктата продюсеров, предпочитал работать на собственной студии.

Умер от сердечного приступа во время обеда в ресторане с другом — кинорежиссёром Филиппом Лабро.

Возрождение интереса к творчеству Мельвиля пришлось на 1990-е годы, когда его стали называть в числе своих кумиров такие актуальные режиссёры, как Квентин Тарантино и Джон Ву.

Режиссёрский почерк

Мельвиль завоевал известность трагическими, минималистскими фильмами на криминальную тематику («Самурай», «Красный круг»), в которых главные роли исполняли наиболее харизматичные актёры Франции — Ален Делон, Ив Монтан, Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура, Серж Реджани. Их герои в полной мере проявляют себя только в условиях ежеминутной близости смерти, которые предоставляет криминальное или партизанское подполье.

Режиссёрский стиль Мельвиля, сложившийся под влиянием кинематографа США, фетишизирует типичные аксессуары гангстерских фильмов — оружие, костюмы и особенно шляпы. В поведении гангстеров режиссёра занимают не столько содержание и цель, сколько его внешняя сторона — процедура, ритуал.

Художественную вселенную Мельвиля называют вакуумной, для неё свойственна разреженность событий и персонажей, эластичность субъективно переживаемого времени: «ноющее затишье прострочено резкими взрывами действия» (Дэйв Кер). Последние фильмы Мельвиля «столь же продуманны, бесстрастны и абстрактны, как игра в шахматы».


Фильмография

Режиссёр

Актёр

  • 1950 — Орфей / Orphée
  • 1959 — Двое на Манхэттене / Deux hommes dans Manhattan
  • 1959 — Знак льва / Le Signe du Lion
  • 1960 — На последнем дыхании / À bout de souffle
  • 1963 — Ландрю / Landru

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить