КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Нойбер, Фредерика Каролина


Начало актёрской деятельности

Иоганн Нойбер и Каролина Вейссенборн вступили в актерскую труппу Шпигельберга (Spiegelberg’schen Schauspielertruppe). 5 февраля 1717 года они заключили брак в соборе Брауншвейга и решили посвятить себя театру. Нейберин, теперь её так называли, сразу же обнаружила незаурядный артистический талант и легко выдвинулась как в первой труппе, в которой она работала, так и в дальнейших, куда она переходила вместе с мужем на все более и более ответственные амплуа. Они странствовали с труппой бродячих комедиантов, выступая в придворных театрах Дрездена, Брауншвейга и Ганновера, где Каролина увлеченно играла импровизированные комедии. Она великолепно играла комедийные роли, особенно отличалась в пьесах с переодеванием, но в то же время Каролина пробовала себя и в трагедийном жанре. В трагедии её игра возвестила новую эру в истории немецкого актерского мастерства.

На 10 лет позже, в 1727 году, она с мужем основала собственную компанию Нойберских комиков в Лейпциге, в которую принимала только лучших актеров. Благодаря посредничеству саксонского придворного поэта Иоганна Ульриха Кенига, Каролина получила от курфюрста Фридриха Августа I (Август Сильный) привилегию занять под постоянный театр здание Большого Блумберга на Брюле.

В качестве антрепренёров, в свою труппу они стали набирать талантливых актеров, к которым предъявлялись высокие моральные требования. В театре царил порядок и строгая дисциплина, каждый из актеров должен был заботиться о своем культурном и образовательном уровне. Каролина арендовала жилье для них и платила фиксированное жалование. Эта труппа стала основателем так называемой Лейпцигской школы актерской игры и служила примером для всей последующей истории просветительского театра Германии. Нойбер упорно работала с актерами своей труппы, прививала им новые приемы игры, в частности, вместо импровизации она требовала точного заучивания стихотворного текста, обучала правильной декламации александрийского стиха, что было трудно, и, быть может, одна только Каролина постигла по-настоящему секрет декламации на французский лад. Также она обучала актёров «благородной» осанке и жестикуляции и ввела новые понятия в своей труппе, такие как амплуа актера. И постепенно, у неё создалась образцовая труппа.



Все видео

Каролина Нойбер и Иоганн-Кристоф Готшед

С общего согласия всей труппы для совместной работы с актёрами был приглашен писатель и ученый Готтшед, Иоганн Кристоф, профессор университета и ярый поклонник классицизма. В отличие от французского классического театра, который играли при дворе и который содержал много балетных сцен в драмах, Каролина, как режиссёр и постановщик, ставила свои спектакли для среднего класса и упор делала на литературный немецкий язык. Каролина во французском театре ещё до Готшеда находила много здравого и нужного. Она мечтала о борьбе с традициями шутовской комедии, утвержденными Страницким, стремилась упорядочить немецкий театр, подчинить актерское искусство французским образцам, но с упором на немецкий язык. Готшед был максималист, требовал, чтобы театр ничего не знал, кроме французского классицистского репертуара, чтобы с его подмостков было изгнано все, что напоминало старый репертуар. После некоторых колебаний Каролина отдала свою труппу служению этой идее.

Готшед усиленно снабжал труппу репертуаром, переводя одну за другой французские трагедии, а с 1735 года переводческую работу стала делить с ним вышедшая за него замуж поэтесса Луиза Виктория Кульмус.

Каролина добросовестно ставила и переводы супругов Готшед, но целиком перейти на классицистский репертуар Нойбер не могла потому, что этому противились и её товарищи, и публика. Поэтому на афишах стали вновь появляться пьесы с Гансвурстом и итальянские арлекинады, которые публика посещала гораздо охотнее, чем трагедии.

Упорное нежелание публики лишаться лицезрения Гансвурста охладило отношения между Готшедом и Каролиной. Холодность росла и, в связи с личными столкновениями, привела к разрыву. Каролина уехала на гастроли, а её место заняла труппа, сформированная Шенеманом.

Каролина начала ставить трагедии другого классициста, Элиаса Шлегеля, и постепенно расширяла свой репертуар, привлекая пьесы датского драматурга Людвига Гольберга и представителей входившей в моду французской буржуазной драмы — Детуша и Лашоссе, и их последователя, немецкого сентименталиста Христиана Геллерта. В её же театре появились на подмостках первые юношеские комедии Лессинга.

Литература

  • Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года
  • Смирнова Л. Н., Гальперина Г. А., Дятлева Г. В. Популярная история театра

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить