КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Антракт (фильм)


Художественные особенности

Идя за дадаистами, Рене Клер, однако, не отказался от актеров. По мнению C. В. Комарова, эпизод, в котором толпа провожающих преследует убегающий катафалк с покойником, представляет собой пародию на ранние комедии ПатеВ. Комаров. . В этом юморе — коренное отличие Рене Клера от других дадаистов, уходящих в мир абстракций и абсурда.

«Антракт» — это не только набор авангардистских приемов, но и обращение к традициям Люмьера, Мельеса и Мака Сеннета. А такие цели не ставили перед собой авангардисты, убежденные, что они все создают заново. В «Антракте» можно выделить два направления: дадаистское, проявляющееся в необычности ассоциаций и особенно в ярмарочном эпизоде (танцовщица и стрельба по цели), и традиционалистское — в эпизоде похоронной процессии, завершающемся безумной погоней в стиле старых «комических».

  • Главный постановщик, режиссёр и идейный руководитель спектакля Франсис Пикабиа определил странное лицо исполнителей фильма «Антракт». Как уже было сказано выше, группа «дада» и ранних сюрреалистов обильно и бесперебойно поставляла Рене Клеру рабочих съёмочной площадки, массовку, а также необходимое количество артистов (и одновременно соавторов в создании отдельных эпизодов) для съёмок фильма. Почти все роли в киноленте были сыграны не профессиональными артистами, но более или менее знаменитыми или известными участниками группы «дада»: композиторами, художниками, фотографами и поэтами парижского авангарда. Многие роли участников похоронной процессии, которым приходилось искусно прыгать и бежать за катафалком, достались артистам Шведского балета. Несколько наиболее известных исполнителей ролей отдельных эпизодов фильма «Entr’acte de Relâche» указаны ниже.
на съёмках фильма «Антракт» (октябрь 1924)]] 

Дополнительные факты

  • «Антракт», демонстрировавшийся в перерыве между двумя действиями «Шведского балета», который на постоянной основе выступал в Париже более пяти лет, вызвал большой шум в кругах парижской интеллигенции.
  • Балет «Антракт» (или «Спектакль отменяется») оказался своеобразным итогом деятельности «Шведского балета» в Париже. Не выдержав конкуренции со стороны «Русского балета» Дягилева и слишком дорогой постановки дадаистского спектакля «Relâche» с кинофильмом в антракте, Шведский балет в Париже разорился и в самом начале 1925 года прекратил своё существование. После премьеры «Антракта» (4 декабря 1924 года) прошло не более трёх месяцев, как труппа балета была распущена, а его лидеры, Жан Бьорлен (главный балетмейстер) и Рольф де Маре (директор) уехали в Америку.
  • Балет «Антракт» (или «Спектакль отменяется») стал последним балетом яркого авангардного композитора Эрика Сати, а музыка к кинофильму «Антракт» вообще стала последним, что он написал в своей жизни. Спустя два месяца после премьеры «Relâche» Сати оказался в госпитале Сен-Жозеф, откуда уже не вышел и скончался 1 июля 1925 года.
  • Фильм «Антракт» — уникален для творчества Рене Клера. Ни до него, ни после — он больше не сотрудничал с группой сюрреалистов и не создавал таких ярко-авангардных и абсурдистских лент.
  • В кинокритической литературе этот фильм обычно называют «поэтическим апофеозом чистого кино», основанного на ритмической оркестровке «чистой» сюрреалистической визуальности., лишённой какой бы то ни было связи с литературой", «манифестом французского авангарда», «фильмом-эссе». Именно после появления этой работы кинематографическая и художественная среда Парижа запомнила и признала Рене Клера, хотя впоследствии он вернулся к своему стилю и снимал фильмы совершенно иного характера.
  • Ещё один небезынтересный факт: немногим ранее, за четыре года до создания фильма «Антракт» Рене Клер снимался как актёр в фильме-балете «Лилия жизни» (1920), поставленном известной танцовщицей Лои Фуллер..

В ролях

  • композитор Эрик Сати
  • художник Франсис Пикабиа
  • балетмейстер Жан Бьорлен
  • балерина Инге Фрис
  • художник Марсель Дюшан
  • художник и фотограф Ман Рэй
  • композитор Дариус Мийо

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить