КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Без солнца (фильм, 1983)


Русское названиеБез солнца
Оригинальное названиеSans Soleil
Жанрфильм-эссе
РежиссёрКрис Маркер
imdb_id0084628
Время100 мин.
СтранаФранция
ОператорКрис Маркер
КомпанияArgos Films
Год1983

«Без солнца» (frSans Soleil) — фильм-эссе Криса Маркера (1983), названный в честь одноимённого вокального цикла Мусоргского.

Репутация

Разработанная Маркером модель киноэссе оказалась востребованной документалистами следующих поколений, особенно американскими (Эррол Моррис, Майкл Мур). «Без солнца» принято считать вершиной этого жанра документалистики. Критик Сэм Адамс назвал фильм Маркера «наиболее успешной попыткой запечатлеть мыслительный процесс средствами кино» Дэйва Кера в The New York Times.

Во время голосования 846 критиков за лучший фильм в истории (Sight & Sound, 2012) за «Без солнца» было подано столько же голосов, что и за «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и «Синий бархат» Дэвида Линча.

Режиссеры: Воронцов А. Операторы: Епифанов Г., Гончаров А., Ивлев Ю. Авторы сценария: Садеков Б. Композиторы: Фельцман О. Дикторы: Абдулов Вс. Авторы текстов...

Все видео

В 2007 г. фильм Маркера был выпущен в англоязычной версии (немного отличной от французского оригинала) на DVD компанией Criterion Collection (на одном диске с «Взлётной полосой»).

Содержание

Мелко нарезанный «под Вертова» видеоматериал (как отснятый самим режиссёром, так и полученный в видеобанке) сопровождает женский голос, рассуждающий на вольные темы в форме обращения к покойному режиссёру (вымышленному). Изобразительный ряд образуют главным образом сценки из жизни футуристичного мегаполиса Токио и зарисовки из глуши Гвинеи-Бисау (согласно режиссёру, «самая забытая страна Африки» Дж. Розенбаума). Закадровый голос объясняет, что эти два географических полюса сближает приверженность анимизму, архаичная вера в одухотворённость всего на свете.

Неожиданные, подчас парадоксальные сцепления несхожих, на первый взгляд, смысловых рядов характерны не только для закадрового текста, но и для монтажных склеек М. Трофименкова. Например, лица дремлющих в метро пассажиров перемежаются с кадрами из японский киномакулатуры. Время от времени режиссёр углубляется в лирические отступления вроде повторения маршрута героев хичкоковского «Головокружения» по улицам Сан-Франциско Дж. Хобермана.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить