КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Человек, который застрелил Либерти Вэланса
Русское название | Человек, который застрелил Либерти Вэланса |
Оригинальное название | The Man Who Shot Liberty Valance |
Режиссёр | Джон Форд |
Продюсер | Уиллис Голдбек Джон Форд |
Сценарист | Джеймс Уорнер Белла Уиллис Голдбек Дороти М. Джонсон (рассказ) |
Актёры | Джон Уэйн Джеймс Стюарт |
Композитор | Сирил Дж. Мокридж Альфред Ньюман |
Оператор | Уильям Х. Клотье |
Компания | Paramount Pictures |
Страна | США |
Время | 123 мин |
Год | 1962 |
imdb_id | 0056217 |
«Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (enThe Man Who Shot Liberty Valance; 1962) — поздний вестерн Джона Форда, главные роли в котором сыграли Джон Уэйн, Джеймс Стюарт и Ли Марвин. Фильм, высвечивающий относительность понятий об истине в истории, выдержан в элегическом тоне с нотками пессимизма, что соответствует теме прощания с Диким Западом, на смену которому неумолимо приходит современная цивилизация. В 2007 году включён в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Сюжет
Молодой адвокат-идеалист Рэнсом Стоддард приезжает в маленький город Шинбоун на Диком Западе и вступает в конфликт с местным преступником Либерти Вэлансом. На стороне адвоката выступает ковбой, меткий стрелок Том Донифон. После нескольких столкновений между Стоддардом и Вэлансом происходит поединок, и Вэланс погибает. Стоддард становится крупным политиком, сенатором, и через много лет возвращается в тот же город на похороны Донифона и рассказывает журналистам правду о том, кто на самом деле застрелил Либерти Вэланса. Однако для репортёров миф дороже истины: «Это Запад. Когда легенда становится фактом, мы выбираем легенду», — заявляет один из них обескураженному сенатору.
Реакция на фильм
Несмотря на монохромную палитру, фильм имел успех в прокате, только за первый год собрав $3 млн. Критики восприняли его как проходную работу Форда, поднимающую обычные для него темы (конфликт поколенческих ценностей, противопоставление дикости и цивилизации, сквозная мифологичность фронтира). «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» был удостоен только двух незначительных кинонаград:
- 1963 — премия Laurel Awards Джону Уэйну за лучшую роль в фильме жанра экшн
- 1963 — премия Western Heritage Awards за лучший художественный фильм
Многих раздражала подчёркнутая старомодность и «искусственность» фильма — выбор на главные роли стареющих актёров: начинающего адвоката играет 55-летний Стюарт, а ещё более возрастной Уэйн только собирается завести семью. Дэйв Кер, как и ряд других киноведов, трактует подобные несообразности как своеобразное достоинство киноэлегии, выстроенной по принципу развёрнутого флешбэка, где события минувших лет пропущены через сито памяти, а детали тают в дымке времени.
Самый пессимистический фильм «короля вестернов» произвёл впечатление на Серджио Леоне, который через 6 лет снимет на тему заката американского фронтира собственный фильм «Однажды на Диком Западе», где сходные мотивы обыгрываются в ещё менее оптимистическом ключеChristopher Frayling. Once upon a time in Italy: the westerns of Sergio Leone. ISBN 9780810958845. Page 81..
Страницы: 1 2