КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Человек, который застрелил Либерти Вэланса


Работа над фильмом

Из-за ограниченности бюджета было принято решение отказаться от текниколора и снимать в монохроме. Вкупе с использованием студийных интерьеров (прославившие Форда глубокие пейзажные фоны весьма немногочисленны) это усиливает «старомодность» картинки и объективно работает на создание элегического настроения, соответствующего основной теме фильма.

При рекламе фильма ставка делалась на то, что впервые на экране вместе появятся две легенды вестерна — Джон Уэйн и Джеймс Стюарт. При этом на съёмочной площадке режиссёр по своему обыкновению норовил «стравить» актёров друг с другом, чтобы добиться нужного накала эмоций в кадре. Например, он постоянно напоминал Уэйну, что тот разбогател в Голливуде именно в военные годы, когда Стюарт рисковал своей жизнью на фронте.

Композитору Берту Бакараку для использования в фильме была заказана одноимённая песня в стиле кантри. Хотя баллада в исполнении Джина Питни достигла лучшей десятки американских чартов, режиссёр не нашёл для неё места в окончательной версии фильма.



Все видео

Съёмочная группа

  • Производство: Paramount Pictures, John Ford Productions
  • Режиссёр: Джон Форд
  • Продюсеры: Джон Форд, Уиллис Голдбек
  • Авторы сценария: Джеймс Уорнер Белла, Уиллис Голдбек, Дороти Джонсон
  • Оператор: Уильям Клотье
  • Композитор: Сирил Мокридж

В ролях

За исключением Стюарта и Марвина, состав актёров традиционен для фильмов Джона Форда. Поначалу режиссёр хотел взять на роль молодого Стоддарда второго актёра, но отказался от этой идеи из опасений, что на его фоне будет бросаться в глаза солидный возраст Уэйна.

Анализ

На склоне лет Джона Форда стала занимать тема перехода Запада от дикости к цивилизации, т.е. от власти оружия к власти закона. Обращаясь к этой теме, режиссёр не может скрыть своей грусти, ведь наряду с беззаконием на исходе XIX века безвозвратно уходили в прошлое романтический героизм и бравада. Герой Стюарта воплощает «цивилизованное» будущее Запада, а герой Уэйна — старый уклад жизни на фронтире. Донифон осознаёт, что прежний Запад становится анахронизмом — и вместе с ним он сам. Тем не менее он делает выбор в пользу того, чтобы отправить «старый Запад» в лице Либерти Вэланса в могилу. Для него важно, чтобы на верху социальной пирамиды в штате воцарился достойный и честный человек вроде Стоддарда.

Эмоционально режиссёр встаёт на сторону Донифона, который всецело принадлежит к отжитому этапу в истории страны. Ёмкая метафора цветущего кактуса даёт понять, что героиня Веры Майлс хранит в сердце тоску по ушедшему миру и даже по прошествии многих лет продолжает любить старого ковбоя. Показывая равнодушие репортёров к реальным фактам 30-летней давности, Форд предлагает зрителю поразмыслить насчёт роли мифологии в формировании канонического образа Дикого Запада. Он признаёт потребность общества в героях, но ставит под сомнение героизм в традиционном понимании слова.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить