КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Человек, который застрелил Либерти Вэланса
Работа над фильмом
Из-за ограниченности бюджета было принято решение отказаться от текниколора и снимать в монохроме. Вкупе с использованием студийных интерьеров (прославившие Форда глубокие пейзажные фоны весьма немногочисленны) это усиливает «старомодность» картинки и объективно работает на создание элегического настроения, соответствующего основной теме фильма.
При рекламе фильма ставка делалась на то, что впервые на экране вместе появятся две легенды вестерна — Джон Уэйн и Джеймс Стюарт. При этом на съёмочной площадке режиссёр по своему обыкновению норовил «стравить» актёров друг с другом, чтобы добиться нужного накала эмоций в кадре. Например, он постоянно напоминал Уэйну, что тот разбогател в Голливуде именно в военные годы, когда Стюарт рисковал своей жизнью на фронте.
Композитору Берту Бакараку для использования в фильме была заказана одноимённая песня в стиле кантри. Хотя баллада в исполнении Джина Питни достигла лучшей десятки американских чартов, режиссёр не нашёл для неё места в окончательной версии фильма.
Съёмочная группа
- Производство: Paramount Pictures, John Ford Productions
- Режиссёр: Джон Форд
- Продюсеры: Джон Форд, Уиллис Голдбек
- Авторы сценария: Джеймс Уорнер Белла, Уиллис Голдбек, Дороти Джонсон
- Оператор: Уильям Клотье
- Композитор: Сирил Мокридж
В ролях
- Джон Уэйн — Том Донифон
- Джеймс Стюарт — Рэнсом Стоддард
- Вера Майлз — Хелли Стоддард
- Ли Марвин — Либерти Вэланс
- Эдмонд О’Брайен — Даттон Пибоди
- Энди Девайн — Линк Эпплъярд
- Кен Мюррей — док Уиллоуби
- Джон Кэррадайн — майор Кассий Старбакл
- Вуди Строуд — Помпи
- Строзер Мартин — Флойд
- Ли Ван Клиф — Риз
За исключением Стюарта и Марвина, состав актёров традиционен для фильмов Джона Форда. Поначалу режиссёр хотел взять на роль молодого Стоддарда второго актёра, но отказался от этой идеи из опасений, что на его фоне будет бросаться в глаза солидный возраст Уэйна.
Анализ
На склоне лет Джона Форда стала занимать тема перехода Запада от дикости к цивилизации, т.е. от власти оружия к власти закона. Обращаясь к этой теме, режиссёр не может скрыть своей грусти, ведь наряду с беззаконием на исходе XIX века безвозвратно уходили в прошлое романтический героизм и бравада. Герой Стюарта воплощает «цивилизованное» будущее Запада, а герой Уэйна — старый уклад жизни на фронтире. Донифон осознаёт, что прежний Запад становится анахронизмом — и вместе с ним он сам. Тем не менее он делает выбор в пользу того, чтобы отправить «старый Запад» в лице Либерти Вэланса в могилу. Для него важно, чтобы на верху социальной пирамиды в штате воцарился достойный и честный человек вроде Стоддарда.
Эмоционально режиссёр встаёт на сторону Донифона, который всецело принадлежит к отжитому этапу в истории страны. Ёмкая метафора цветущего кактуса даёт понять, что героиня Веры Майлс хранит в сердце тоску по ушедшему миру и даже по прошествии многих лет продолжает любить старого ковбоя. Показывая равнодушие репортёров к реальным фактам 30-летней давности, Форд предлагает зрителю поразмыслить насчёт роли мифологии в формировании канонического образа Дикого Запада. Он признаёт потребность общества в героях, но ставит под сомнение героизм в традиционном понимании слова.
Страницы: 1 2