КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Дело Тельмы Джордон
Русское название | Дело Тельмы Джордон |
Оригинальное название | The File on Thelma Jordon |
Жанр | детектив фильм нуар |
Режиссёр | Роберт Сиодмак |
Продюсер | Хэл Уоллис |
Сценарист | Кетти Фрингс |
Актёры | Барбара Стэнвик Уэнделл Кори |
Оператор | Джордж Барнс |
Композитор | Виктор Янг |
Компания | Paramount Pictures |
Страна | США |
Язык | английский |
Время | 100 мин |
Год | 1950 |
imdb_id | 0041368 |
«Дело Тельмы Джордан» (The File on Thelma Jordon) — последний фильм-нуар Роберта Сиодмака, вышедший на экраны кинотеатров США в январе 1950 года. Роль «роковой женщины» Тельмы Джордон в фильме исполнила «королева нуара» Барбара Стэнвик.
Сюжет
Клив Маршалл работает помощником окружного прокурора в небольшом городе. У него есть любимая жена и дети, однако Клив всё чаще прикладывается к бутылке, ибо над его семейной жизнью нависает могучая фигура тестя — судьи в отставке. Однажды поздно вечером в его кабинет входит обаятельная женщина по имени Тельма Джордон. Она сообщает, что в дом её богатой тётушки несколько раз пытались забраться воры, и просит помощи. Клив не может побороть своё влечение к загадочной Тельме и тайно от всех начинает с ней встречаться. Его не останавливает даже признание Тельмы о том, что у неё есть муж, вращающийся в сомнительных кругах. В ночь, когда Клив и Тельма планируют уехать из города, случается непредвиденное. Богатую тётушку находят убитой в её особняке. Полиция подозревает Тельму как наследницу, она попадает за решётку и ей грозит смертная казнь. Окружной прокурор убеждён, что убийство раскрыто и Тельма Джордон вскоре окажется на электрическом стуле. Поддерживать обвинение в суде он поручает Кливу Маршаллу…
Особенности
«Дело Тельмы Джордон» выделяется среди нуаров психологической усложнённостью и жанровым своеобразием. Фильм начинается практически как комедия, затем сворачивает в сторону мелодрамы, эпизоды интенсивного саспенса (сцена убийства и последующие) сменяются судебной драмой. Говоря о Стэнвик, режиссёр отмечал «кошачье изящество этой хищницы в юбке».Joseph Greco. The File on Robert Siodmak in Hollywood, 1941—1951. Universal-Publishers, 1999. Page 133. В отличие от более известных ролей в фильмах «Двойная страховка» и «Странная любовь Марты Айверс», героиня Стэнвик — не одномерная злодейка.Spicer, Andrew. Film Noir. ISBN 9780582437128. Page 119. В конце фильма Тельма отмечает собственную двойственность: в ней постоянно борются светлая и тёмная стороны, которым соответствуют двое мужчин в её жизни.
Клив Маршалл, которого сыграл Уэнделл Кори, тоже не опереточный злодей и не рыцарь без страха и упрёка. В начале фильма он спивается из-за задавленности повседневной рутиной; кроме того, его угнетает кастрирующая фигура властного и успешного тестя, который постоянно вторгается в его семейную жизнь. Встреча с самостоятельной, привлекательной и решительной Тельмой обещает ему свободу и острые эмоциональные переживания. Яркая женщина затягивает его всё глубже в пучину порока (начиная с «решения» её проблемы со штрафом за незаконную парковку), что фактически ставит крест на его карьере в правоохранительных органах.
К слабым сторонам фильма можно отнести его натянутую концовку, которая была продиктована требованием голливудской системы ни в коем случае не оставлять убийц безнаказанными.Geoff Mayer, Brian McDonnell. Encyclopedia of Film Noir. ISBN 9780313333064. Pages 184—186. Несмотря на сюжетные переклички, финал фильма не столь «черен», как в «Двойной страховке»: персонаж Кори не только выбирается из пучины роковой страсти на поверхность, но и становится более самостоятельным, избавившись от опеки ненавистного тестя, которому был обязан всем в жизни до знакомства с Тельмой Джордон.