КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Дилижанс (фильм)


Для своего времени «Дилижанс» был весьма необычным вестерном. Традиционные для жанра сцены погонь и перестрелок были уравновешены зарисовками типажей, населявших фронтир в середине XIX века. Психологическая проработка персонажей придала фильму «низкого» жанра респектабельное сходство с экранизациями литературной классики XIX века, между которыми в Голливуде 1930-е гг. было принято распределять наиболее престижные кинонаграды. Характерный актёр Томас Митчелл за роль хмельного доктора был даже удостоен «Оскара».

Тесный мирок дилижанса позволяет авторам фильма в традициях критического реализма прошлого столетия дать срез американского общества изображаемой эпохи, а заодно противопоставить фальшивость представителей «цивилизации» бескрайним пейзажам вольных прерий. Как пишет Михаил Трофименков, в своей приверженности к готовым типажам фильм напоминает «трагедию масок», где «действуют не люди, а архетипы: Леди, Ковбой вне закона, Падшая, Игрок, Доктор-пьяница». Впоследствии представители «новой волны» критиковали «Дилижанс» именно за эту несколько архаичную литературность.

В ролях

долину Монументов, до которой прежде не добирался никто из голливудских кинематографистов]] В фильме заняты многие из актёров неофициальной труппы Джона Форда, которые появляются и в других фильмах этого режиссёра.



Все видео

  • Джон Уэйн«Малыш» Ринго
  • Клер ТреворДаллас
  • Энди Девайн — Бак
  • Джон Кэррадайн — Хэтфилд
  • Томас Митчеллдок Бун
  • Луиза Платт — Люси Мэллори
  • Джордж Бэнкрофтпристав Кёрли Уилкокс
  • Дональд Мик — Сэмюэл Пикок
  • Бертон Черчилль — Генри Гейтвуд
  • Тим Холт — лейтенант Бланшар
  • Том Тайлер — Люк Пламмер

Съёмки фильма

По наблюдению киноведа Дейва Кера, центральная тема движения к свободе (от лицемерной западной цивилизации к бескрайним просторам неосвоенного континента) выявлена создателями фильма через «визуальное противопоставление клаустрофобии интерьеров (повозка, станции) с ширью долины Монументов». В эпоху, когда в большинстве студийных фильмов использовались рисованные ландшафтные задники, природные фоны американских прерий придавали картине Форда достоверность, а кадру — непривычную глубину. Форд настаивал на том, чтобы интерьеры снимались в крохотных помещениях с настоящими потолками (в студийных помещениях потолков не было), поэтому оператору приходилось освещать сцены мощными прожекторами из окон и дверей.

Сцены погони индейцев за дилижансом (и особенно прыжки человека с одной запряженной в дилижанс лошади на другую) являются уникальными для своего времени. В этих сценах Джона Уэйна дублирует каскадёр Якима Кэнутт, серьёзно напугавший режиссёра падением с лошади во время совершения знаменитого прыжка.

Прокат и последующая судьба

Как и другие вангеровские фильмы, «Дилижанс» вышел в прокат под эгидой United Artists и неожиданно принёс студии солидные кассовые сборы. Для домашнего просмотра «Дилижанс» долгое время был доступен только в копиях низкого качества. При реставрации за основу была принята плёнка, найденная в личной коллекции Джона Уэйна. В 2010 г. после цифровой (компьютерной) реставрации «Дилижанс» вышел на DVD в рамках проекта Criterion Collection.

«Дилижанс» стал вехой в развитии жанра вестерна и чтимым образцом жанра на десятилетия вперёд. Его принято считать первым вестерном классического типа. Форду удалось вывести вестерн из разряда дешёвой приключенческой «киномакулатуры» в число респектабельных жанров, претендующих на обобщения по поводу исторического развития Америки. Именно участие в фильме «Дилижанс» сделало Джона Уэйна «лицом» вестерна и звездой американского кино. Орсон Уэллс утвержал, что научился снимать кино, более чем 40 раз пересмотрев «Дилижанс»; этот фильм Форда также особенно выделял Ингмар Бергман.

Ремейки

  • Дилижанс (фильм, 1966)
  • Дилижанс (фильм, 1986) — телефильм с участием звёзд кантри (Вилли Нельсон, Джонни Кэш, Крис Кристоферсон, Уэйлон Дженнингс)

Подготовка к съёмкам

«Дилижанс» не характерен для студийной эпохи в том отношении, что изначально представлял собой авторский проект «короля вестерна» Джона Форда, который ко времени начала съёмок почти десятилетие работал в других киножанрахПосле наступления эпохи звукового кино возиться с микрофонами и изображать прерии в малореалистичных студийных декорациях Лос-Анджелеса он считал ниже своего достоинства.. В рассказе Хейкокса он увидел возможность вернуть вестерну утраченный лоск вдумчивого и «качественного» жанра. Для этого нужно было заручиться соответствующим бюджетом, что было непросто, так как вестерны того времени проходили в крупных студиях по разряду малобюджетных приключенческих фильмов.

Выкупив права на экранизацию рассказа и поручив написание сценария Николсу, Форд ещё в 1937 г. попытался заинтересовать проектом Дэвида Селзника. Из-за его занятости производством «Унесённых ветром» и задержек с началом съёмок Форд перешёл на другую независимую студию, принадлежавшую Вальтеру Вангеру. Последний настаивал на том, чтобы главные роли сыграли признанные звёзды Гэри Купер и Марлен Дитрих, однако Форд наотрез отказался идти на уступки. В роли Ринго он видел только Джона Уэйна, который перестал считаться перспективным актёром из-за провала вестерна «Большая тропа» (1930).

После переговоров с Фордом студия Вангера всё-таки дала проекту «зелёный свет», хотя и ощутимо урезала его финансирование. При этом Форду было поставлено условие, что на всех афишах крупным шрифтом будет указан не малоизвестный Уэйн, а популярная в те годы актриса Клер Тревор. Приняв это условие, режиссёр представил Уэйна (своего давнего протеже и друга) на киноэкране позже остальных актёров, и притом в предельно эффектной манере. Некоторые из характерных актёров перекочевали в «Дилижанс» из предыдущего фильма Форда, «Ураган» (где группе людей также грозит неминуемая катастрофа).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить