КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Дом (фильм, 2011)


Создание

Замысел и написание сценария

По признанию Олега Погодина, первая мысль о создании подобного фильма у него появилась ещё в 1998 году, после беседы с одним оператором, который и подал идею, сказав: «Вот, представь себе — на экране просто дом, стоящий на открытом пространстве». Погодин признавался, что на него сильно повлияли вестерны Сэма Пекинпа и Джона Форда. Кроме того, Погодин вырос в таком же степном городе в Ростовской области, поэтому атмосфера фильма была ему близка. Сценарий фильма был впервые опубликован на страницах киноведческого журнала «Искусство кино».

С 1998 года в сценарии почти ничего не поменялось, хотя, по словам Погодина, «самая первая версия сценария, которую пришлось четыре раза переписывать, была всё же самой лучшей, однако бюджетные ограничения наложили отпечаток на окончательный вариант». Именно из-за нехватки денег Погодину пришлось отказаться от сцены пожара в доме: «Мне нужно было не просто удешевить проект, но придумать такое художественное решение, которое могло бы симфонический финал первого варианта превратить в моно-дорожку, чьё звучание сохранило бы прежнее эмоциональное зерно», — отмечал режиссёр.

В другом интервью Погодин заявил, что идея съёмок фильма с таким сюжетом пришла к нему при поездке по Ростовской области. Режиссёр читал одну из книг Уильяма Фолкнера и думал:

В большом доме, посреди донских степей, живёт семейство Шамановых. Всё есть в этом доме, — кроме покоя, любви и взаимопонимания. Отцы конфликтуют с детьми, д...

Все видео


Влияние на режиссёра оказал и фильм Терренса Малика «Дни жатвы», в частности операторская работа Нестора Альмендроса.

Работа над сценарием была полностью завершена ещё в 2005 году, однако в успех фильма не верили продюсеры. Особенно скептично была принята финальная сцена картины: долгая перестрелка в стиле вестерна, которую пришлось вырезать. В 2007 году производство фильма сдвинулось с мёртвой точки: продюсер Рубен Дишдишян передал сценарий актёру Сергею Гармашу, которому он крайне понравился. Гармаш, по собственным словам, согласился на участие в фильме из-за того, что уже давно не видел таких качественных сценариев.

Сценарий переписывался ещё несколько раз из-за того, что трёхчасовой вариант фильма никто бы не взял в прокат. Погодин жалеет об этом, так как создатели «потеряли некоторые моменты, очень чётко артикулированные в сценарии за счёт его длины». У режиссёра были в запасе девять вариантов финальной сцены картины, всего лишь один из которых вошёл в смонтированный фильм. Вырезанные сцены можно посмотреть в специальном издании фильма, вышедшем на DVD-дисках. Кроме того, в сценарии присутствовал и пролог фильма: 1919 год, дед Иван Матвеевич приезжает в эти края собирать первую продразвёрстку и зарубает собственного брата. Продюсеры отказались выделять деньги на эту сцену, поэтому её пришлось убрать.

Название фильма было также придумано с самого начала. Олег Погодин так комментировал свой выбор: «Я не хотел никаких вариантов. Хотел архетипичное простое название. „Домов“ было снято много: от японского треш-ужастика шестидесятых годов, до французского прошлогоднего „Дома“ с Изабель Юппер. Дом — это архетип, как и зеркало. Именно таким и должно быть название».


Кастинг

Исполнителю главной роли Сергею Гармашу роль Виктора Шаманова была предназначена ещё до окончания написания сценария, хотя кастинг проходил и Владимир Машков, которого продюсеры и хотели на эту роль. Машков сам отказался от участия в фильме из-за того, что персонаж показался ему слишком слабым. Кандидатуру Гармаша поддерживал и Олег Погодин, который говорил: «У Машкова бы эта роль получилась более злой, он в последнее время скрыто очень работает, ему тяжело показывать уязвимость … Я же хотел, чтобы в Викторе была нежность, была рана. Машков и боль бы сыграл, но эта была бы боль раненого зверя». Чтобы подготовиться к роли киллера, Гармаш смотрел те фильмы, которые заставили его в детстве плакать или смеяться — «Зеркало», «Калина красная», «Служили два товарища», «Подранки» и «Баллада о солдате». «У Сергея Гармаша я ещё и учился, он как личность помог мне делать „Дом“. В таланте Сергея я никогда не сомневался. Он поразил меня особой дисциплинированностью, порядочностью, человечностью. И ни грамма звёздности. Я так могу сказать о каждом своём артисте, но именно Сергей стал стержнем фильма», — говорил Олег Погодин.

В роли Натальи Погодин сразу видел Екатерину Редникову, в роли Григория Ивановича — Богдана Ступку, с которым они созвонились насчёт этого ещё в 2006 году. Мать семейства изначально представлялась режиссёру более жёсткой, чем тот образ, который был воплощен на экране. Сергей Сельянов, со-продюсер картины, настоял на том, чтобы мать была более архетипичнее, и часть сценария была переписана. Владимир Епифанцев, исполнивший роль Пашки, также был утверждён на роль сразу же, Погодин сказал ему, что тот должен сыграть «переростка». Познакомившись с Ларисой Малеванной и Петром Зайченко, режиссёр сразу понял, насколько они нужны фильму, хотя вначале на их роль были утверждены другие актёры. На некоторые роли в картине рассматривались Лариса Гузеева и Юлия Высоцкая.

Съёмки

Съёмки фильма стартовали в начале сентября 2010 года в Симферополе и заняли пятьдесят три дня, закончившись в конце ноября. Погода часто подводила съёмочную группу, постоянно шли дожди.

Дом, в котором и происходит всё основное действие картины, был сконструирован художником-постановщиком Сергеем Агиным за полтора месяца. Погодин отзывался о работе с ним так:

По словам президента компании «Централ Партнершип» Марка Лоло, именно строительство дома заняло больше всего времени, и из-за этого съёмочный процесс так долго откладывали на более поздние сроки. Режиссёр отметил и то, что с оператором картины, Антуаном Вивас-Денисовым, который «чрезвычайно быстро и точно воспринимал все режиссёрские идеи», было очень приятно работать.

Погодин признавался, что декорации фильма вдохновлены картинами художника Эндрю Уайета: «Я сам — человек донской, родился и рос в степном городе. На эстетику фильма сильно повлияли три фактора. И все три — американоцентристские. Литературный след — это Уильям Фолкнер. Живописный — Эндрю Уайет. Кинематографический — Сэм Пекинпа. Это моё скрытое признание в любви американской культуре», — говорил режиссёр.

В финальной сцене фильма звучит казачья песня «Не для меня придёт весна», звучащая в ленте Никиты Михалкова «Пять вечеров», исполняемая хором зауральских казаков. По признанию Погодина, он знает данную песню с детства, из-за чего и использовал её в фильме. Кроме того, в картине присутствует и композиция «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» в исполнении Валерия Ободзинского.

Бюджет картины составил около 130 миллионов рублей, что сделало «Дом» одним из самых затратных российских фильмов 2011 года.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить