КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Дурная слава (фильм, 1946)


Русское название«Дурная слава»
Оригинальное названиеNotorious
Жанрдетектив
РежиссёрАльфред Хичкок
ПродюсерДэвид Селзник
СценаристБен Хехт
АктёрыИнгрид Бергман
Кэри Грант
ОператорТед Тетцлафф
КомпозиторРой Уэбб
КомпанияVanguard Films, RKO Radio Pictures
Бюджет2 млн $
СтранаСША
Время101 мин.
Год1946
imdb_id0038787

«Дурная слава» (другой вариант перевода «Печально известные»; enNotorious) — шпионский детектив с привкусом нуара, снятый Альфредом Хичкоком сразу по окончании Второй мировой войны. Главные роли в нём исполнили Кэри Грант и Ингрид Бергман. Фильм номинировался на премию «Оскар» в категориях «Лучший актёр второго плана» (Клод Рейнс) и «Лучший оригинальный сценарий» (Бен Хехт). В 2006 году лента была внесена в Национальный реестр фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение.

Сюжет

Вскоре после окончания Второй мировой войны американский суд в городе Майями приговаривает Иоганна Губермана к двадцати годам тюрьмы за шпионаж в пользу гитлеровской Германии. «Дурная слава» преследует его дочь Алисию (Ингрид Бергман), которая знакомится на вечеринке с элегантным мужчиной по имени Девлин. Выясняется, что Девлин (Кэри Грант) намеренно познакомился с ней по заданию ФБР. Ему поручили раскрыть нацистский заговор в Рио де Жанейро, и для этого ему нужно завербовать антинацистски настроенную Алисию, чтобы внедрить её в группу богатых немцев, обосновавшихся в Бразилии после поражения Третьего рейха.

В ходе подготовки к секретной операции Алисия и Девлин влюбляются друг в друга. Задание, полученное от ФБР, осложняет их взаимоотношения, заставляя их время от времени сомневаться во взаимности чувств. Алисии необходимо вернуться в Рио, чтобы войти в доверие к Алексу Себастьяну — одному из немецких заговорщиков и старому другу её отца. Между нацистом и Алисией завязывается роман, а его ревность осложняет её встречи с Девлином. Руководство ФБР советует Алисии согласиться на предложение Алекса Себастьяна вступить с ним в брак.

Винная сцена из фильма Дурная слава, 1946. Режиссер Альфред Хичкок. 00:61:00 - 00:63:39.

Все видео

Алекс живёт в роскошном особняке, где он регулярно встречается с другими заговорщиками, планы которых Алисия пытается выведать. Один из неосторожных разговоров между заговорщиками привлекает её внимание к тому факту, что доступ в винный погреб, находящийся в подвале особняка, почему-то строго охраняется. Теперь Алисии и Девлину необходимо проникнуть в погреб, чтобы понять суть заговора. Это им удаётся. В одной из бутылок в погребе они обнаруживают хичкоковский «макгаффин» — порошок, который оказывается урановой рудой, необходимой нацистам для изготовления ядерной бомбы. ]]

Временное отсутствие ключа от погреба (выкраденного Алисией) вызывает у Алекса подозрения. Он сам и его злобная, недоверчивая мать с ужасом начинают догадываться об истинных целях Алисии и её элегантного «друга». Но они опасаются, в первую очередь, не агентов ФБР (у которых пока нет ни достаточных улик, ни возможностей для ареста нацистов, тем более в чужой стране), а своих собственных друзей-заговорщиков, которые могут сурово покарать Алекса за его наивную доверчивость. (Заговорщики ранее казнили одного из участников сговора за гораздо меньшую провинность). Мать предлагает сделать вид, что ничего не произошло, и медленно извести Алисию с помощью медленно действующего яда.

Девлин во время периодических встреч с Алисией замечает, что с ней что-то не в порядке и, после её продолжительного отсутствия, решает навестить её в особняке мужа. Там он с ужасом узнаёт, что она уже целую неделю больна и лежит в постели в своей комнате, полностью изолированная от внешнего мира. Выяснив у догадавшейся девушки, в чём дело, Девлин забирает её из дома её мужа и отвозит в больницу. Это вызывает подозрение у соратников Алекса Себастьяна, которым теперь не терпится допросить его, а возможно и избавиться от него, как от ненадёжного члена заговорщической группы. Картина заканчивается сценой того, как машина с Алисией и Девлином уезжает, а растерявшийся Себастьян, желавший поехать вместе с ними, возвращается к заговорщикам.

Работа над фильмом

Фильм основан на рассказе 1921 года, в котором действие происходит во время Первой мировой войны. Легендарный сценарист Бен Хехт несколько раз переделывал сценарий. Хичкок и Хехт согласно контракту были обязаны сделать ещё один фильм для продюсера Селзника, но тот был слишком увлечён блокбастером «Дуэль под солнцем», чтобы уделить сколько-нибудь значительное внимание съёмкам «Дурной славы». Чем меньше Селзник вмешивался в творческий процесс Хичкока, тем более удачными выходили его фильмы. В конце концов Селзник продал все права на фильм студии RKO.

По воспоминаниям Хичкока, до бомбардировок Хиросимы и Нагасаки весьма немногие были в курсе того, что уран как-то связан с ядерным оружием. Поэтому, когда Хичкок стал наводить справки на этот счёт, ФБР установило за ним слежку. Во время работы над фильмом Хичкок подтрунивал над ограничениями, существовавшими в то время в Голливуде. В частности, экранный поцелуй по правилам того времени не должен был длиться более чем пару секунд. Хичкок догадался, как обойти это ограничение: его герои непрестанно обмениваются лёгкими поцелуями, передвигаясь по комнате к звонящему телефону.

В ролях

  • Ингрид Бергман — Алисия Губерман
  • Кэри Грант — Девлин
  • Клод Рейнс — Александр Себастьян
  • Луис Кэлхерн — Пол Прескотт
  • Леопольдина Константин — мадам Анна Себастьян
  • Рейнхольд Шюнцель — Доктор Андерсон
  • Айван Трисолт — Эрик Матис

Значение

Фильм имел огромный успех в прокате и среди критиков. Франсуа Трюффо считал его самым характерным фильмом Хичкока, в котором преломились все лучшие грани его таланта. Движения камеры в фильме особенно виртуозны, особенно в кульминационной сцене большой вечеринки в доме Алекса: сначала камера даёт общий вид сцены, потом наезжает на ключ, зажатый в её руке. Она искусно змеится между многочисленными гостями, как будто среди них бродит невидимый соглядатай (внимательный зритель заметит среди гостей самого Хичкока). Особенно пристально камера фиксирует предметы, имеющие ключевое значение для фабулы, — бутылки вина и кружки с отравленным кофе.

В конце фильма камера переносит зрителя на место истощённой ядом Алисии, у которой темнеет в глазах и кружится голова. режиссёр Жак Риветт:

Последняя сцена, возможно, наиболее совершенна в истории кино, в том смысле, что всё разрешается за три минуты — и любовная история, и семейная история, и шпионская история, — в нескольких грандиозных, незабываемых кадрах.


 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить