КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Экипаж (фильм, 1979)
Жанр
Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга. Первая серия фильма — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа.
Премии и награды
- Премия Всесоюзного кинофестиваля за 1980 год.
- На Всероссийском кинофестивале в Душанбе в 1980 году Союз композиторов Таджикистана вручил специальный приз композитору Альфреду Шнитке за музыку к этому фильму.
- Картина была удостоена главного приза Общества чехословацко-советской дружбы на Кинофестивале трудящихся в Чехословакии в 1981 году.
Съёмки
С компанией «Аэрофлот» удалось договориться, съёмки в московских аэропортах обошлись недорого. Гораздо тяжелее пришлось с поисками самолётов — в то время списанных Ту-154 ещё не было, но помог случай: в Новосибирске при заправке загорелся самолёт. Спасти, правда, удалось только хвостовую часть — но и это уже было большой удачей! Через три недели этот кусок Ту-154 привезли в Москву, и на нём отсняли все «воздушные» эпизоды второй серии. А пока везли, произошло ещё одно ЧП: на исследовательском рейсе летающей лаборатории один из учёных разлил ртуть — самолёт спешно отправили на завод для обследования и ремонта. По просьбе Мосфильма и этот самолёт предоставили для съёмок «Экипажа».
Сами съёмки были невероятно тяжёлыми и долгими, прошли в основном на макетах. Так, нефтеперерабатывающий завод, который по сценарию взрывается и горит из-за селевого потока, был макетом Омского нефтеперерабатывающего завода. Митта снимал сразу с трёх точек, что дало прекрасную возможность отобрать материал для последующего монтажа. Также режиссёр попытался снять самую главную сцену, не прибегая к макету. На кладбище старых самолётов был найден прекрасно сохранившийся Ту-114. Поскольку двигаться самолёт был уже не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него, там же, на «кладбище». Подготовили сцену взрыва самолёта вместе со зданием аэропорта, для пиротехников привезли 6 тонн горючего. Однако в ходе подготовки всё воспламенилось, взорвалось и сгорело ещё до начала съёмки…
Смотрите и скачивайте наши фильмы в App Store - https://itunes.apple.com/ru/app/mosfil-m/id463145701?mt=8 Google Play - https://play.google.com/store/apps/details?id=r...Все видео
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
- Юлий Дунский
- Валерий Фрид
- Александр Митта
- Режиссёр: Александр Митта
- Оператор-постановщик: Валерий Шувалов
- Художник-постановщик: Анатолий Кузнецов
- Композитор: Альфред Шнитке
- Дирижёр: Марк Эрмлер
- Звукорежиссёры:
- Екатерина Попова
- Вячеслав Карасёв
- Комбинированные съёмки
- операторы:
- В. Васильев
- Г. Зайцев
- художники
- В. Клименков
- А. Маликов
- художник-пиротехник
- П. Смаков
- операторы:
- Консультанты
- Главный консультант: С. Павлов
- Консультант: Ю. Луговой (заслуженный пилот СССР)
- Директор картины: Борис Криштул
История создания
Режиссёр Александр Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду с просьбой написать сценарий зрелищного фильма-авиакатастрофы. После романа Артура Хейли «Аэропорт» и последующей его экранизации тема авиакатастроф стала весьма популярной в Голливуде. Однако эти картины в СССР не демонстрировались. Заполнить вакуум и должна была аналогичная советская лента.
Авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования: первую серию посвятить личным отношениям героев, а вторую — непосредственно борьбе за выживание на борту самолета. Для второй части к участию в сценарии был привлечён известный авиаинженер и преподаватель Борис Уриновский. Наконец, сценарий, получивший название «Запас прочности», утвердили и лента с очень низким бюджетом была запущена в производство. Название «Запас прочности» утверждено не было — прокатчики посчитали, что оно не очень кассовое. Уже в ходе съёмок, по предложению Митты, его заменили на «Экипаж».