КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Германия, год нулевой


Русское названиеГермания, год нулевой
Оригинальное названиеGermania anno zero
Жанрдрама
РежиссёрРоберто Росселлини
ПродюсерРоберто Росселлини
Сальво Д'Анжело
СценаристРоберто Росселлини
Макс Кольпе
Серджо Амидеи
АктёрыЭдмунд Мешке
Эрнст Питшау
Ингетрауд Хинце
Франц-Отто Крюгер
ОператорРобер Жюйяр
КомпозиторРенцо Росселлини
КомпанияProduzione Salvo D'Angelo, Tevere Film
СтранаИталия
Языкнемецкий
английский
французский
Время78 мин
Год1948
imdb_id0039417

«Германия, год нулевой» (itGermania anno zero) — заключительный фильм военной трилогии Роберто Росселлини, снятый в послевоенном Берлине в 1947 году. Одна из общепризнанных вершин итальянского неореализма.

Сюжет

Фильм повествует о судьбе одной немецкой семьи в лежащем после войны в руинах Берлине. Семья еле сводит концы с концами: их дом был разрушен, поэтому их подселили в другую, уцелевшую квартиру, чему хозяева, конечно, не рады. Отец (Эрнст Питшау) тяжело болеет и ничем не может помочь своей семье. Его сын Карл-Хайнц (Франц-Отто Крюгер) недавно вернулся из армии и скрывается, опасаясь, что его отправят в тюрьму за участие в военных действиях. Обеспечивать пропитание вынуждены самые слабые члены семьи: дочь Ева (Ингетрауд Хинце), проводящая вечера в барах с американскими солдатами, и 12-летнийДействие происходит через год после падения Третьего рейха, то есть мальчик родился в тот год, когда Гитлер пришёл к власти в Германии, что, видимо, не лишено символического подтекста. Эдмунд (Эдмунд Мешке), целыми днями слоняющийся по разрушенному городу в поисках еды и денег.

Во время одной из таких прогулок Эдмунд встречается с бывшим учителем — нацистом и педофилом. Тот читает ему ницшеанскую проповедь о том, что слабые и бесполезные должны умереть, и мальчик проецирует эти слова на своего отца. Старик и сам то и дело заводит речь о желании перестать быть обузой для семьи и отойти в мир иной. Раздобыв яд, Эдмунд бесстрастно подмешивает его в чай прикованного к постели отца. После смерти отца подростка начинает разъедать всепоглощающее чувство вины. Мальчик пытается отвлечься, присоединившись к играющим во дворе детям, но они убегают от него, как бы разгадав его тайну. Финальная сцена в остове разрушенного здания вошла в историю как «один из самых страшных эпизодов послевоенного европейского кино» Мих. Трофименкова.

Центр Фотографии имени братьев Люмьер.

Все видео

Влияние

  • Франсуа Трюффо снял фильм «400 ударов» (1959), с которого начинается история Французской новой волны, под впечатлением от просмотра картины Росселлини. Трюффо считал, что Росселлини первым после Виго стал снимать детей без налёта сентиментальности.
  • Бернардо Бертолуччи числит «Год нулевой» среди трёх своих любимых фильмов и заявляет, что каждый его фильм представляет собой отцеубийство. В картине «Конформист» (1970) он также прослеживает связь между фашистскими преступлениями и психической травмой, нанесённой главному герою в детстве педофилом. Главный герой повторяет жест Эдмунда, приставляя к своей голове имитацию пистолета.
  • К почитателям фильма относит себя австрийский режиссёр Михаэль Ханеке. В его фильме «Белая лента», удостоенном «Золотой пальмовой ветви», также рассматриваются психологические истоки фашизма, то, как из социального зла прорастают зёрна зла в душах детей.

Художественное своеобразие

Пессимистичное настроение задают уже первые кадры, в которых ребёнок роет могилу на кладбище. Отличительные черты фильма — по-экспрессионистски контрастное освещение, резкость монтажных решений, сознательное снижение драматизма в сценах похищения яда и отравления, «назойливость» камеры, которая неотступно следует за главным героемPeter Brunette. Roberto Rossellini. University of California Press, 1996. ISBN 978-0-520-20053-1. Pages 82-85.. Фоном служат гигантские остовы разбомбленных зданий, которые лишний раз подчеркивают депрессивное состояние ребёнка, предвещая тревожные городские декорации в фильмах Антониони. Метафорически могут читаться и другие приметы этого мира, такие, как многочисленные осушенные фонтаны и назойливо громыхающие трамваи. Модернистское музыкальное сопровождение также работает на нагнетание чувства смутной тревоги.

Этический парадокс

В трактате «Enjoy your symptom!» философ Славой Жижек разбирает картину с позиций лакановского психоанализа. Совершая отцеубийство, Эдмунд не только исполняет завет своего демонического наставника, но и осуществляет прямо высказанное желание отца умереть.Slavoj Žižek. Enjoy Your Symptom!: Jacques Lacan in Hollywood and Out. 2nd edition. Routledge, 2001. ISBN 978-0-415-92812-0. Pages 35-37. В его действиях высшая жестокость и холодный расчёт сочетаются с безграничной любовью и нежностью — способностью пойти на преступление ради исполнения воли отца. Парадокс в том, что, совершая убийство отца, Эдмунд сохраняет невинность и, можно сказать, приближается к святости. Величайшее преступление здесь приравнивается к величайшему самопожертвованию.

Оценки

  • В 1948 году фильм был удостоен гран-при и премии за лучший сценарий на кинофестивале в Локарно.
  • «Бесстрашный, мучительный взгляд на последствия фашизма для общества и для отдельных людей» (Criterion Collection).
  • «Первый случай в истории кино, когда в качестве центра тяжести были представлены дети, а не взрослые» (Франсуа Трюффо).
  • «Скорее всего, лучший фильм сороковых о детях» (Майкл Аткинсон, Village Voice).
  • «Наиболее беспросветный фильм эпохи неореализма» (Филип Френч, The Guardian).

Работа над фильмом

Фильм посвящён режиссёром памяти своего 8-летнего сына Романо, который умер незадолго до начала съёмок. Почти все роли сыграли непрофессионалы. Исполнителя главной роли Росселлини нашёл в семье немецких циркачей. Его поразило внешнее сходство мальчика с покойным сыном. Некоторые эпизоды основаны на воспоминаниях режиссёра о повадках сына; сюда относится, в частности, обращение мальчика с куском трубы как с пистолетом. Некоторые сцены фильма (в помещениях) снимались не в Берлине, а в Риме. Росселлини подолгу отсутствовал на съёмочной площадке, поэтому отдельные сцены снимали его ассистенты. Сам режиссёр говорил, что его в фильме интересует только финал. Дж. Розенбаума, приуроченная к выпуску фильма в рамках Criterion Collection (2010)

В ролях

  • Эдмунд Мешке — Эдмунд
  • Эрнст Питшау — отец
  • Ингетрауд Хинце — Ева
  • Франц-Отто Крюгер — Карл-Хайнц
  • Эрих Гюне — учитель
  • Ганс Санген — господин Радемахер
  • Хайди Блэнкнер — госпожа Радемахер
  • Кристль Меркер — Кристель

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить