КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Государственная граница. Восточный рубеж
Документальная вставка рассказывает о полном попустительстве китайских властей белогвардейцам, лжи в харбинской прессе, массовых расстрелах и захоронениях советских людей в Китае, и о том, что из лагеря для военнопленных, где содержатся члены семей сотрудников КВЖД, пришла записка о том, что терпеть они больше не могут и просят прислать яд.
Белогвардейцы под звуки марша «Белая гвардия, путь твой высок» идут к Консульству СССР в Харбине и врываются внутрь.
- Москва:
Китайский посол является к наркому Литвинову и заявляют, что это произошло, поскольку в здании происходило заседание III Интернационала, что недопустимо. Ему передают ноту к президенту Чан Кайши о том, что за китайскими представительствами в России более не будет признаваться право экстерриториальности. Начинается Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге.
Жми и подписывайся на самый большой архив Советского кино: Подписка на канал "КиноКлуб": http://bit.ly/Kino_Club_Podpisca...Все видео
- Харбин:
Ольга заходит в кабинет Сержа и видит пачки денег. Они предназначены для Токийского банка, а проистекают из экспроприации советской собственности, в том числе плантаций мака, из которого делается опиум. Серж берёт её с собой в Пекин.
- Пекин:
В фильме показан визит Сержа и Ольги в подклет какой-то китайской православной церкви и молитва. Она упрекает его: «к чему эта комедия? Что общего с тем, что вы делаете, и этими романовскими мощами?» Очевидно, речь идёт о телах алапаевских мучеников, которые находились в Пекине, под амвоном церкви св. Серафима Саровского (не сохр., подробнее см. Алапаевские мученики#Судьба останков в Китае).
Серж встречается с представителем центрального Нанкинского правительства Китая, который отказывает ему. «Но администрация особого района восточных провинций помогает нам, насколько может» — возражает Серж, на что получает ответ, называющий его бандитом: «Глава ОПВ Чжан Цзолинь был хунхуз. И его сын Чжан Сюэлян тоже хунхуз. И вы тоже, извините, мыслите как хунхуз». (Чжан Цзолинь был главой Маньчжурии и погиб в 1928 году, см. Хуангутуньский инцидент).
- Харбин:
Ольга в музыкальном магазине докладывает, что у Сержа есть конспиративная квартира, точнее, «заимка». Где, она не знает, но обещает выяснить. Вместе с Фомичёвым они понимают, что нужен образованный сотрудник, который умеет читать карту и по её пояснениям построит маршрут.
- Граница (Хабаровск?):
Полпред ОГПУ посылает Могилова в Харбин с этим заданием. Он должен прийти в магазин к Фомичёву в обеденный перерыв («дверь будет отперта»), тот даст ему описание местности, её надо опознать и устроить там засаду на Сержа. Его надо доставить живым, чтобы устроить открытый процесс. Могилову сообщают, что в случае проблем можно связаться с певицей из «Эксельсиора».
- Харбин:
Выясняется, что квартирный хозяин «стучит» на Ольгу Сержу. Её единственное отклонение от маршрута «работа — дом» — это музыкальный магазин. Серж приказывает Баркову взять «Весёлого» и прижать Фомичёва в обеденный перерыв. Они вламываются в лавку и убивают Фомичёва. Барков запирает дверь и Могилов не может зайти внутрь. Он пробирается в дом через задний вход и видит обыск. Могилов убивает «Весёлого» и допрашивает Баркова. Тот говорит ему о подозрениях Сержа насчёт Ольги. Вместе они едут в ресторан, где Ольга поёт «Институтку» и с ужасом узнает Могилова. Он объясняет Ольге, что они на грани провала, и планирует побег. На 50-м километре Харбинского тракта их ждёт «окно». Проблема в том, что Серж не ездит в такси, куда его хочет заманить Могилов. Могилов крадёт машину и ждёт у подъезда ресторана. Ольга заманивает Сержа согласием стать его любовницей. Заподозрив неладное, Серж стреляет в шофёра-Могилова, Ольга же стреляет в Сержа. Она ведёт машину к месту «окна», где Могилова должны ждать люди с лошадьми. Она оставляет машину с ранеными и красиво уходит в закат.
Последняя сцена — Сталину называют фамилию Могилова. Из разговора можно сделать вывод, что он всё-таки убит. Фильм заканчивается документальной вставкой.
Художественные особенности
Съемочная группа
- Художник-постановщик — Вячеслав Кубарев
- Звукооператор — В. Устименко
В ролях
В эпизодах:
Музыка
- Песня Ольги в чекистском клубе: «Летит заря над мирною привольною страной»
- «Молитва». Автор — Бехтеев, Сергей Сергеевич. Стихотворение посвящено Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне. Стихотворение написано в г. Елец в октябре 1917 года, было послано в октябре 1917 г. через графиню А. В. Гендрикову их императорским высочествам в г. Тобольск.
- «Горечь! Горечь! Вечный привкус» — песня на стихи Марины Цветаевой (10 июня 1917). Музыка — В. Калле.
- Хор офицеров: «Пусть нашей родины название в устах Советов звук пустой».
- Марш офицеров: «Белая гвардия, путь твой высок» — стихотворение Марины Цветаевой «Дон» (24 марта 1918).
- «Институтка». Это версия знаменитой эмигрантской песни «Черная моль» (автор — Мария Вега), где в принципе идёт речь о Париже.
Награды
Съёмочная группа
- Автор сценария — Алексей НагорныйГелий Рябов
- Режиссёр-постановщик — Борис Степанов
- Оператор-постановщик — Борис Олифер
- Художник-постановщик — Вячеслав Кубарев
- Композитор — Эдуард Хагогортян
- Звукооператор — Владимир Устименко
- Режиссёр — Владимир Поночевный
- Оператор — Б. Гальпер
- Художник по костюмам — Алевтина Кавецкая
- Художник-гримёр — Лев Емельянов
- Монтажёр — Вета Коляденко
- Редактор — Изольда Кавелашвили
- Ассистенты:
- режиссёра — Ж. Петленкова, В. Учаев, Р. Мычко
- оператора — Н. Зуев, Л. Лейбман
- художника — В. Щегольков, В. Полетаева, Н. Сипегова, Галина Косыгина
- монтажёра — Т. Колосовская
- Художник-декоратор — А. Прудников
- Мастер-пиротехник — Д. Богданов
- Комбинированные съёмки:
- Оператор — Р. Андреасян
- Художник — Е. Соколовский
- Главный консультант — генерал-майор В. Иванов
- Консультанты — полковник А. Корчмит, полковник Г. Милованов, Ю. Татарский
- Государственный симфонический Оркестр кинематографии СССР
- Дирижёр — Владимир Васильев
- Административная группа — О. Иванов, П. Акульчик, Г. Шелег
- Директор картины — И. Филоненко
- Фильм снят на плёнке Шосткинского п/о «Свема».