КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Менины (фильм)


Русское названиеМенины
Оригинальное названиеLas Meninas
Жанрпсихологическая драма
РежиссёрИгорь Подольчак
ПродюсерИгорь Подольчак
СценаристИгорь Подольчак
АктёрыМыкола Вересень
Любовь Тимошевская
Анна Яровенко
Дмитрий Чернявский
ОператорСергей Михальчук
КомпозиторАлександр Щетинский
КомпанияMf Films
Бюджет850 000 $
СтранаУкраина
Языкукраинский
Время99 мин
Год2008
imdb_id1330039

«Менины» (Las Meninas) — дебютный фильм режиссёра Игоря Подольчака, Украина, 2008 г. В этом проекте Подольчак выступил как сценарист, режиссёр-постановщик и продюсер фильма. Фильм был снят MF Films (подразделение Фонда Мазоха). Первый украинский фильм, принявший участие в конкурсе Роттердамского кинофестиваля в 2008 году. Фильм принял участие в более чем 27 международных кинофестивалях, из них в 10 в конкурсной программе.

О фильме

Семья из четырёх человек (Отец, Мать, Дочь и Сын) обитает в почти полной социальной изоляции в загородном доме, который кажется лабиринтом из комнат и зеркальных отражений. Это замкнутое пространство настолько запутаноКуровець, Ольга. . Журнал «Телекритика», 15-06-2009. Retrieved November 3, 2011, что превращается в неориентируемую поверхность наподобие «ленты Мебиуса». Из-за этого временная ось также искривляется, следствием чего является переплетение прошлого и настоящего — в этом доме не существует различие между направлением «вперёд» и «назад» во времени, как не существует различия между смутными воспоминаниями и фактическими событиями.

Главный герой — 30-летний Сын, почти не появляется на экране, но ощущение его присутствия тотально. Страдающий с детства от экземы и астмы, он использует свои болезни для манипулирования родителями и сестрой. Жизнь семьи превращена в бесконечный ритуал удовлетворения его прихотей и тревожного ожидания очередного астматического кризиса. Фильм строится без традиционной драматургии кульминаций. Это зеркальная драматургия, драматургия замкнутого круга. Отказываясь от нарративности и действия, режиссёр затягивает зрителя в свой фильм, предлагая ему роль «невидимого наблюдателя», лишённого защитных психологических механизмов. Таким образом, зритель в какой-то момент перестаёт чувствовать грань между собственной рефлексией и рефлексиями персонажей фильма. Именно в этой точке «стирания граней» становится очевидной связь фильма и одноимённой картины Диего Веласкеса, к которой апеллирует режиссёр.

Авторская программа Паолы Волковой из цикла "МОСТ НАД БЕЗДНОЙ" (18 серий, канал "Культура"). Фильм про картину "Менины" Диего Веласкеса. Идея цикла и режиссу...

Все видео

Мишель Фуко писал, что картина Las Meninas стала поворотным моментом в формировании «со-временной» личности и её способа восприятия. По Фуко, Веласкес создал уникальную оптическую систему, благодаря которой зритель в определённый момент осознает, что находится в той самой точке, в которой находятся и король с королевой, отражённые в зеркале. Тем самым, зритель как бы наблюдает момент рисования его самого. То есть, если вместо нарисованного зеркала поместить настоящее, то став в определённую точку перед картиной, зритель смог бы увидеть самого себя. Аналогичные игры с перспективами и точками зрения в фильме Игоря Подольчака оставляют зрителя одного в особняке с призраками, предоставляя ему возможность самому собирать «пазл смыслов» как в рамках фильма, так и за его рамками. Именно поэтому Подольчак не объясняет мотивов своих персонажей — он лишь отстранённо фиксирует их передвижения по дому и пассивные разговоры, погружая зрителя, безропотно наблюдающего и слушающего, в состояние, близкое кататонии. Зрителю самому предстоит понять, что скрывается за этим поворотом головы, этой гримасой, этим жестом, взглядом, смехом или слезами. А главное — чьи это гримасы, жесты и взгляды? Возможно, что самого зрителя.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить