КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Очарование зла

Русское название | Очарование зла |
Жанр | Историческая драма |
Режиссёр | Михаил Козаков |
Продюсер | Николай Досталь Наталья Попова |
Сценарист | Александр Бородянский Николай Досталь Михаил Козаков |
Актёры | Алексей Серебряков Наталья Вдовина Карэн Бадалов Галина Тюнина Андрей Ильин |
Оператор | Анатолий Иванов |
Композитор | Шандор Каллош |
Компания | ДомФильм |
Страна | Россия |
Время | 6 x ~ 00:46:00 |
Год | 2006 |
«Очарование зла» — российский шестисерийный фильм 2006 года режиссёра Михаила Козакова.
Сюжет
Действие разворачивается во Франции в 1930-е гг. в среде русской эмиграции. В дочку бывшего царского министра Гучкова, Веру, влюбляется бывший белый офицер (а ныне агент ОГПУ) Александр Болевич (его прототип — Константин Родзевич) и назначает ей свидание у водопада. Придя на место, она с ужасом обнаруживает на скамейке мёртвого человека и убегает, встретив по пути Александра. Однако, вернувшись, они ничего не находят.
Друг Болевича, Сергей Эфрон (муж Марины Цветаевой), тоже бывший белый офицер, также становится агентом ОГПУ. Однако после косвенного участия в убийстве советскими агентами человека, имевшего на них компромат, он хочет «выйти из игры» и обращается за этим к Вере. Она, в свою очередь, узнав, что Александр — советский агент, тоже решает работать на ОГПУ.
Агенты вынуждены скрывать от всех своё занятие, прикрываясь съёмками в кино.
В ролях
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
- Александр Бородянский
- Николай Досталь
- при участии Михаила Козакова
- Режиссёр-постановщик: Михаил Козаков
- Оператор: Анатолий Иванов
- Продюсеры:
- Николай Досталь
- Наталья Попова
- Композитор: Шандор Каллош
- Романсы исполняют:
- Ирина Мусаэлян
- Геннадий Дзюбенко
Прототипы героев фильма
- Вера Гучкова (дочь Александра Гучкова), член компартии Франции, работала на ОГПУ.
- Константин Родзевич (прототип Александра Болевича), работал на ОГПУ.
- Марина Цветаева, поэтесса.
- Сергей Эфрон, публицист, литератор. Муж Марины Цветаевой. Сотрудничал с ОГПУ.
- Дмитрий Святополк-Мирский, литературовед, критик, публицист. Вернулся из эмиграции в СССР, где был арестован по подозрению в шпионаже. В 1939 г. умер в лагере под Магаданом.
- Игнатий Рейсс (Порецкий Натан Маркович), сотрудник ОГПУ. После отказа вернуться в СССР был убит.
- Дуглас (Шпигельглас Сергей Михайлович), руководитель контрразведки в Париже. Руководил убийством Игнатия Рейсса и похищением генерала Миллера.
- Вальтер Кривицкий (Гинзберг Самуил Гершевич), высокопоставленный сотрудник НКВД (ОГПУ). Предупредил Рейса о грозящей расправе. Сам попросил политического убежища во Франции, потом уехал в США где и был убит советскими спецслужбами.
- Сергей Третьяков, политический деятель, эмигрант, внук Сергея Михайловича Третьякова, брата Павла Михайловича Третьякова, основателя Третьяковской галереи. Сотрудничал с ОГПУ.
- Александр Гучков, видный российский политический деятель, военный министр временного правительства, эмигрант.
- Генерал Миллер, генерал-лейтенант, руководитель белого движения. В эмиграции — председатель Русского Общевоинского союза (РОВС)
- Генерал Скоблин, генерал-майор Белой армии. В эмиграции завербован ОГПУ, участвовал в похищении генерала Миллера.
- Надежда Плевицкая, исполнительница русских народных песен и романсов. Жена генерала Скоблина. Советский агент.
- Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Переводчица, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса.
- Абрам Слуцкий — руководитель Иностранного отдела ГУГБ НКВД СССР (1935—1938).
- Николай Иванович Ежов — нарком внутренних дел СССР с 1936 по 1938 год.
Интересные факты
- Действие фильма происходит в трёх странах — Франции, Швейцарии и СССР.
- Фильм основан на реальных событиях. Персонажи фильма — реально жившие люди.
- В фильме режиссёр Михаил Козаков в роли офицера НКВД Вальтера Кривицкого снял своего сына Кирилла.
- Фильм, снятый в 2006 году, на телеэкраны вышел лишь в феврале 2010 году на телеканале «Культура».
- На вопрос об отношении к агентам большевиков Михаил Козаков отвечает:
Лично я — нет. Почему этот фильм я называю фильмом-размышлением? Мне было интересно исследовать сложнейший вопрос: чем стала для того или иного человека эмиграция? Ведь эмигрантская среда была очень разная. К примеру, Набоков и Бунин переживали невероятную ностальгию по России. Но они не только не завербовались в резиденты ОГПУ — Бунин ответил резким отказом, когда Алексей Толстой предложил ему приехать в Советскую Россию. А были и другие. Например, князь Святополк Мирский, тоже литератор, которому было настолько неуютно проживание во Франции, что он поменял свой княжеский титул на советский паспорт, а затем это кончилось трагически. Кто-то шёл в агенты из-за денег. А кто-то — поддавшись этому очарованию зла. Но, включившись в эту систему, они невольно оказывались втянутыми в кровавые дела. Потому что разведка, как и политика, во все времена была делом кровавым и грязным. Да, на разведчиков, агентов можно смотреть сквозь призму романтики — и тогда появляются такие герои, как Штирлиц в фильме «Семнадцать мгновений весны». Но профессия резидента далеко не так романтична.
- О роли Галины Тюниной, сыгравшей Марину Цветаеву:
— Почему героиня Тюниной, Цветаева, это такой нравственный камертон? Ей ведь очень тяжело жилось как в России, так и во Франции и после снова в России. Она беспрестанно разрывалась, в том числе между Родзевичем (прототип Болевича в фильме) и Эфроном. Мужа, Эфрона, она любила и защищала до последнего на допросах во французской полиции, когда он сбежал из Франции на теплоходе «Мария Ульянова».
Как она его защищала, сама при этом страдая, — будь здоров! При этом Цветаева не могла не понимать, что Эфрон в силу убеждений был связан с органами и вынужден был — всех подробностей она не знала — принимать участие в том же убийстве Рейсса. Как сказал кто-то из известных, «если ты не интересуешься политикой, политика рано или поздно заинтересуется тобой». Многие пытались быть над схваткой. Но ничего у них не получалось.
- Карэн Бадалов о сыгранном персонаже Сергее Эфроне:
«Для меня Сергей Эфрон — авантюрист и, в то же время, достаточно глубокий и думающий человек. Очень сложно примерить на себя чужую кожу, но надо попытаться понять образ мыслей человека. Я думаю, что можно только попытаться приблизиться к образу персонажа. Когда актёр произносит слова, он несёт определенную мысль, а актёры, говоря просто слова, очень часто лишают этой мысли себя и зрителя. Передо мной стояла задача — превратить слова в мысль. Разбирая эти мысли, я старался понять этого человека».
Другие популярные фильмы
Комментарии
