КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Очарование зла


Русское названиеОчарование зла
ЖанрИсторическая драма
РежиссёрМихаил Козаков
ПродюсерНиколай Досталь
Наталья Попова
СценаристАлександр Бородянский
Николай Досталь
Михаил Козаков
АктёрыАлексей Серебряков
Наталья Вдовина
Карэн Бадалов
Галина Тюнина
Андрей Ильин
ОператорАнатолий Иванов
КомпозиторШандор Каллош
КомпанияДомФильм
СтранаРоссия
Время6 x ~ 00:46:00
Год2006

«Очарование зла» — российский шестисерийный фильм 2006 года режиссёра Михаила Козакова.

Сюжет

Действие разворачивается во Франции в 1930-е гг. в среде русской эмиграции. В дочку бывшего царского министра Гучкова, Веру, влюбляется бывший белый офицер (а ныне агент ОГПУ) Александр Болевич (его прототип — Константин Родзевич) и назначает ей свидание у водопада. Придя на место, она с ужасом обнаруживает на скамейке мёртвого человека и убегает, встретив по пути Александра. Однако, вернувшись, они ничего не находят.

Друг Болевича, Сергей Эфрон (муж Марины Цветаевой), тоже бывший белый офицер, также становится агентом ОГПУ. Однако после косвенного участия в убийстве советскими агентами человека, имевшего на них компромат, он хочет «выйти из игры» и обращается за этим к Вере. Она, в свою очередь, узнав, что Александр — советский агент, тоже решает работать на ОГПУ.



Все видео

Агенты вынуждены скрывать от всех своё занятие, прикрываясь съёмками в кино.

В ролях

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
  • Режиссёр-постановщик: Михаил Козаков
  • Оператор: Анатолий Иванов
  • Продюсеры:
    • Николай Досталь
    • Наталья Попова
  • Композитор: Шандор Каллош
  • Романсы исполняют:
    • Ирина Мусаэлян
    • Геннадий Дзюбенко

Прототипы героев фильма

  • Вера Гучкова (дочь Александра Гучкова), член компартии Франции, работала на ОГПУ.
  • Константин Родзевич (прототип Александра Болевича), работал на ОГПУ.
  • Марина Цветаева, поэтесса.
  • Сергей Эфрон, публицист, литератор. Муж Марины Цветаевой. Сотрудничал с ОГПУ.
  • Дмитрий Святополк-Мирский, литературовед, критик, публицист. Вернулся из эмиграции в СССР, где был арестован по подозрению в шпионаже. В 1939 г. умер в лагере под Магаданом.
  • Игнатий Рейсс (Порецкий Натан Маркович), сотрудник ОГПУ. После отказа вернуться в СССР был убит.
  • Дуглас (Шпигельглас Сергей Михайлович), руководитель контрразведки в Париже. Руководил убийством Игнатия Рейсса и похищением генерала Миллера.
  • Вальтер Кривицкий (Гинзберг Самуил Гершевич), высокопоставленный сотрудник НКВД (ОГПУ). Предупредил Рейса о грозящей расправе. Сам попросил политического убежища во Франции, потом уехал в США где и был убит советскими спецслужбами.
  • Сергей Третьяков, политический деятель, эмигрант, внук Сергея Михайловича Третьякова, брата Павла Михайловича Третьякова, основателя Третьяковской галереи. Сотрудничал с ОГПУ.
  • Александр Гучков, видный российский политический деятель, военный министр временного правительства, эмигрант.
  • Генерал Миллер, генерал-лейтенант, руководитель белого движения. В эмиграции — председатель Русского Общевоинского союза (РОВС)
  • Генерал Скоблин, генерал-майор Белой армии. В эмиграции завербован ОГПУ, участвовал в похищении генерала Миллера.
  • Надежда Плевицкая, исполнительница русских народных песен и романсов. Жена генерала Скоблина. Советский агент.
  • Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Переводчица, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса.
  • Абрам Слуцкий — руководитель Иностранного отдела ГУГБ НКВД СССР (1935—1938).
  • Николай Иванович Ежов — нарком внутренних дел СССР с 1936 по 1938 год.

Интересные факты

  • Действие фильма происходит в трёх странах — Франции, Швейцарии и СССР.
  • Фильм основан на реальных событиях. Персонажи фильма — реально жившие люди.
  • В фильме режиссёр Михаил Козаков в роли офицера НКВД Вальтера Кривицкого снял своего сына Кирилла.
  • Фильм, снятый в 2006 году, на телеэкраны вышел лишь в феврале 2010 году на телеканале «Культура».
  • На вопрос об отношении к агентам большевиков Михаил Козаков отвечает:

Лично я — нет. Почему этот фильм я называю фильмом-размышлением? Мне было интересно исследовать сложнейший вопрос: чем стала для того или иного человека эмиграция? Ведь эмигрантская среда была очень разная. К примеру, Набоков и Бунин переживали невероятную ностальгию по России. Но они не только не завербовались в резиденты ОГПУ — Бунин ответил резким отказом, когда Алексей Толстой предложил ему приехать в Советскую Россию. А были и другие. Например, князь Святополк Мирский, тоже литератор, которому было настолько неуютно проживание во Франции, что он поменял свой княжеский титул на советский паспорт, а затем это кончилось трагически. Кто-то шёл в агенты из-за денег. А кто-то — поддавшись этому очарованию зла. Но, включившись в эту систему, они невольно оказывались втянутыми в кровавые дела. Потому что разведка, как и политика, во все времена была делом кровавым и грязным. Да, на разведчиков, агентов можно смотреть сквозь призму романтики — и тогда появляются такие герои, как Штирлиц в фильме «Семнадцать мгновений весны». Но профессия резидента далеко не так романтична.

— Почему героиня Тюниной, Цветаева, это такой нравственный камертон? Ей ведь очень тяжело жилось как в России, так и во Франции и после снова в России. Она беспрестанно разрывалась, в том числе между Родзевичем (прототип Болевича в фильме) и Эфроном. Мужа, Эфрона, она любила и защищала до последнего на допросах во французской полиции, когда он сбежал из Франции на теплоходе «Мария Ульянова».

Как она его защищала, сама при этом страдая, — будь здоров! При этом Цветаева не могла не понимать, что Эфрон в силу убеждений был связан с органами и вынужден был — всех подробностей она не знала — принимать участие в том же убийстве Рейсса. Как сказал кто-то из известных, «если ты не интересуешься политикой, политика рано или поздно заинтересуется тобой». Многие пытались быть над схваткой. Но ничего у них не получалось.

«Для меня Сергей Эфрон — авантюрист и, в то же время, достаточно глубокий и думающий человек. Очень сложно примерить на себя чужую кожу, но надо попытаться понять образ мыслей человека. Я думаю, что можно только попытаться приблизиться к образу персонажа. Когда актёр произносит слова, он несёт определенную мысль, а актёры, говоря просто слова, очень часто лишают этой мысли себя и зрителя. Передо мной стояла задача — превратить слова в мысль. Разбирая эти мысли, я старался понять этого человека». 

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить