КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Около полуночи


Русское названиеОколо полуночи
Оригинальное названиеRound Midnight/Autour de minuit
Жанрдрама
РежиссёрБертран Тавернье
АктёрыДекстер Гордон
Франсуа Клюзе
imdb_id0090557
Время131 мин.
СтранаСША — Франция
КомпозиторХерби Хэнкок
Год1986

«Около полуночи» (Полуночный джаз) — кинофильм.

Фильм о джазменах и музыка все время звучит в кадре. Он музыкален по настроению и построению, по драматической и пластической композиции, по чередованию темпов и ритмов, даже по стилю актёрского исполнения. Это одна из самых прекрасных историй мужской дружбы, причем и сама дружба возникает здесь как своего рода музыкальный аккорд, созвучие душ.

Сюжет

Сюжет фильма документален, он был подсказан авторам реальными обстоятельствами, но надо было суметь подслушать у жизни эту мелодию, а потом пропустить её через резонатор своего сердца, развить, аранжировать, «возвести в перл творения». Наверное, фильм получился столь живым и наполненным потому, что сквозь его изящную и четкую конструкцию все время проходит тема джазовой импровизации. Да и само его название — «Вокруг полуночи» — это название известного джазового «хита». Вероятно, специалисты по джазу ещё будут писать о фильме Бертрана Тавернье. О богатстве и чистоте человеческих отношений, в изображении которых режиссёр и исполнители равно далеки и от сентиментального прекраснодушия, и от натуралистической грубости. Мелодия этого фильма чиста, отчетлива и трагична.



Все видео

Дейл Тернер (Декстер Гордон), гениальный саксофонист, композитор, импровизатор,— один из тех, для кого жить значит играть. Музыка — его страсть и спасение от жестокости жизни. Но ему, как артисту и как американцу с темным цветом кожи, не так-то легко уклониться от столкновения с травмирующими сторонами окружающей реальности. К эмоциональным перегрузкам, которых требует служение искусству, добавляются стрессы, порождаемые необходимостью защищать свое человеческое достоинство в мире шоу-бизнеса и в обществе, где темный цвет кожи все ещё ставит человека в ущемленное положение.

Мы знакомимся с Дейлом Тернером в тот момент, когда уже немолодым, усталым человеком, растерявшим близких и друзей, он все чаще прибегает к помощи алкоголя. В погоне за ускользающей популярностью он пересекает океан, оказывается в Париже, где у него происходит случайная, нежданно-негаданная встреча с молодым парижанином Франсуа (Франсуа Клюзе), страстным поклонником его искусства.

Давно влюбленный в звук саксофона Дейла, Франсуа переносит свое чувство и на самого артиста. И происходит то, что в принципе не так уж часто случается в жизни: бытовая личность большого художника оказывается на высоте его дарования. Иначе говоря, по-человечески Дейл Тернер оказывается столь же обаятельным, артистичным и благородным, как и его искусство. За любовь и преданность Франсуа он платит тем же, чем и должен расплачиваться человек,— такой же преданностью и любовью.

Нет, не слащавой идиллией решил побаловать зрителей режиссёр. Терпкие, саднящие диссонансы то и дело разрывают ткань фильма Тавернье. Как забыть сцену, когда среди пустых ящиков и мешков для мусора Дейл исполняет щемящую мелодию в честь товарища по искусству, только что ушедшего из жизни? Не сказано ни слова, но и Франсуа, и мы, зрители, и сам Дейл Тернер знает, что пройдет, быть может, совсем немного времени, и чей-то неведомый саксофон вот так же оплачет и его смерть.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить