КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Овсянки (фильм)


Премьерный показ в разных странах

  • Италия — 4 сентября 2010 (67-й Венецианский кинофестиваль)
  • Россия — 15 сентября 2010 (кинофестиваль «Меридианы Тихого»). «Комсомольская правда — Хабаровск» от 16 сентября 2010 года; 28 октября 2010 — широкий экран
  • США — 28 сентября 2010 (Международный кинофестиваль в Нью-Йорке); 13 января 2011 (Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс); сентябрь 2011 (ограниченный показ на широком экране)
  • Германия — 2 октября 2010 (Кинофестиваль в Гамбурге)
  • Польша — 9 октября 2010 (Варшавский кинофестиваль)
  • Франция — 12 октября 2010 (Cinessonne Film Festival); 2 ноября 2010 (Regards de Russie); 3 ноября 2010 — широкий экран
  • Бельгия — 14 октября 2010 (Международный кинофестиваль в Генте); 5 января 2011 — широкий экран
  • Великобритания — 14 октября 2010 (Лондонский кинофестиваль)
  • Бразилия — 22 октября 2010 (Международный кинофестиваль в Сан-Паулу)
  • Греция — 10 декабря 2010 (Международный кинофестиваль в Салониках); 20 января 2011 — широкий экран
  • Нидерланды — 24 февраля 2011

Съёмки и премьера

, где наступает развязка]] Создание фильма финансировал продюсер Игорь Мишин, так как «в Минкульте сочли сценарий „Овсянок“ порнографическим». Помимо Горбатова и Нижнего Новгорода, съёмки проходили в Екатеринбурге (сцена на мосту в финальных титрахВ заключительных титрах фильма Танюша и Мирон закрывают висячий замо́к на чугунной ограде моста через реку Исеть в центре Екатеринбурга и бросают ключ в реку. Этот обычай, символизирующий крепкую и вечную любовь, возник у новобрачных Екатеринбурга в начале 2000-х годов.) и в посёлке Кослан Удорского района Республики Коми (в фильме представлен как город Нея).

В начале лета 2010 года показ «Овсянок» был заявлен на «Кинотавре», но картину в последний момент отозвали. Отборщики Венецианского фестиваля поставили режиссёру условие: или «Кинотавр» в июне, или Венеция в сентябре. «Комсомольская правда — Урал» от 23 августа 2010 года. «Аргументы и факты» от 25 августа 2010 года rian.ru от 11 июня 2010 года. Картина представляла Россию в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, где имела успех: «Сам Тарантино, великий и ужасный, демонстративно аплодировал, стоя на премьере российской картины».

В международный прокат фильм попал под названиями «Тихие души» (на английском языке) и «Последнее путешествие Тани» (на французском языке). Вести.ру от 1 сентября 2010 года. Название «тихие души» взято из текста повести, по которой был снят фильм: «Народ странноват тут — да. Лица невыразительные, как сырые оладьи. Волосы и глаза непонятного цвета. Глубокие тихие души. Половая распущенность. Страсти не кипят. Частые разводы, убийства и самоубийства не имеют видимых оснований». Радио Свобода, эфир от 2 сентября 2010 года.

Мирон Алексеевич Зайцев, директор Нейского бумажно-целлюлозного комбината, едет хоронить безвременно умершую жену Таню в те места, где они когда-то проводили...

Все видео

Трактовки

Кинообозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин воспринял «Овсянки» как «языческую поэму огромной эмоциональной силы, которая действует гипнотически». Сразу после премьеры он провёл параллель между «Овсянками» и лучшим, по его мнению, фильмом Тарковского — «Зеркало». Кичин отметил мощность эффекта остранения, которое производит картина: «то, что считается грязным, греховным, вдруг оказывается целомудренно чистым и человечным».

Михаил Трофименков («Коммерсантъ») отметил, что создатели фильма копнули глубже христианства, традиционно отождествляемого в России с духовностью, и попытались погрузить зрителя в преданный забвению современными европейцами мир язычества. По его наблюдению, фильмом «Овсянки» в российское кино введён «новый антропологический тип… лысеющих мужчин, улыбчивых женщин, что называется, в теле, не первой свежести уличных попрыгушек». Для Андрея Плахова «Овсянки» — это «метафора потерянного (а возможно, и никогда не существовавшего) мира, раздавленного катком индустриализации».

В сентябре 2011 г. фильм вышел в ограниченный североамериканский прокат. Рецензенты ведущих изданий США не преминули отметить продуманность звукового ряда и блестящую операторскую работу:

  • Высший балл из возможных выставил российскому фильму Роджер Эберт, отметивший, что давно не был так тронут: «всего за 75 безупречных минут фильм достигает глубин эпоса».
  • Джим Хоберман полагает, что неспешный ритм и бесшовное сращение прошлого с настоящим позволяют авторам разглядеть за поверхностью повседневной жизни глубокую архаику.
  • Кинокритик The New York Times увидела в «Овсянках» урок того, как следует прощаться с наиболее тебе близким: «Спокойно принимая текучесть времени, этот необычный фильм напоминает нам о том, что слова „умереть“ и „исчезнуть“ далеко не всегда — синонимы».

В ролях

  • Юрий Цурило — Мирон Алексеевич Козлов, директор целлюлозно-бумажного комбината
  • Юлия Ауг — Таня, жена Мирона Алексеевича (в девичестве — Овсянкина)
  • Игорь Сергеев — Аист Всеволодович Сергеев, фотограф
  • Виктор Сухоруков — Всеволод (псевдоним — Веса) Сергеев, отец Аиста, мерянский поэт-самоучка
  • Вячеслав Мелехов — продавец птиц

Съёмочная группа

  • Режиссёр — Алексей Федорченко
  • Оператор — Михаил Кричман
  • Продюсеры — Игорь Мишин, Дмитрий Воробьев и Мария Назари
  • Автор сценария — Денис Осокин (автор повести)
  • Композитор — Андрей Карасёв
  • Монтаж — Сергей Иванов

Награды и номинации

  • 67-й Венецианский кинофестиваль ():
    • Приз «Озелла» за лучшее изобразительное решение (оператор-постановщик Михаил Кричман)
    • Приз FIPRESCI (Международная федерация кинопрессы)
    • Приз Экуменического Жюри (Жюри, состоящее из представителей различных конфессий)
    • Почетная Премия Назарено Таддеи (учрежденная в 2007 году по случаю годовщины смерти итальянского режиссера, ученого и проповедника Назарено Таддеи)
    • Приз «Золотая Мышка» (Международная Ассоциация OnLine Кинокритиков)
  • Международный Кинофестиваль стран АТР во Владивостоке «Меридианы Тихого» ():
    • Приз за лучшую режиссёрскую работу
  • Открытый Фестиваль Кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» ():
    • Приз за лучшую режиссуру
  • Кинопремия "Ника" (2011)
    • Лучшая музыка к фильму — Андрей Карасёв
    • Лучшая сценарная работа — Денис Осокин

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить