КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Токийская повесть


Русское названиеТокийская повесть
Оригинальное название東京物語
Tôkyô monogatari
Жанрдрама
РежиссёрЯсудзиро Одзу
ПродюсерТакэси Ямамото
СценаристЯсудзиро Одзу
Кого Нода
АктёрыТисю Рю
Тиэко Хигасияма
Сэцуко Хара
Харуко Сугимура
ОператорЮхару Ацута
КомпозиторКодзюн Сайто
КомпанияShochiku Kinema Kenkyû-jo
СтранаЯпония
Языкяпонский
Время136 мин
Год1953
imdb_id0046438

То:кё: моногатари — кинофильм японского режиссера Ясудзиро Одзу, снятый в 1953 году.

Сюжет

Престарелые супруги Сюкиси (Тисю Рю) и Томи (Тиэко Хигасияма) отправляются из южного села в далёкий Токио, в гости к своим детям. Те проявляют показную радость, но слишком заняты работой и повседневными делами, чтобы уделить им внимание. Наконец стариков спроваживают на морской курорт, находящийся поблизости. Наиболее тепло и радушно к пожилым супругам относятся не трое их детей и даже не внуки, а Норико (Сэцуко Хара), вдова их погибшего на войне сына.

В фильме разочарование, горечь и утраты показаны как неизбежные спутники старения, однако последние кадры оставляют просветлённое чувство: хотя старик Сюкиси сидит в опустевшем доме совсем один, по улице едет автобус, с реки гудит пароход — жизнь идёт своим чередом.



Все видео

Значение

Как и другие послевоенные ленты Одзу, «Токийская повесть» утверждает высшую ценность повседневной жизни в лоне семьи, в душевной гармонии с близкими людьми. По результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound в 1992 году, «Токийская повесть» вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа. С тех пор картина Одзу регулярно фигурирует в подобных списках (по версиям А. Каурисмяки, Дж. Джармуша, Р. Эберта — в первой десятке).

По результатам опроса 2012 года «Токийская повесть» подтвердила своё место в тройке лидеров, причём в ходе опроса 358 кинорежиссёров за произведение Одзу было подано больше голосов, чем за любой другой фильм.

Содержание

В конце ленты хорошо слышно, как в пустом доме тикают часы. Безупречное чувство времени, способность переводить на язык кино ритмы повседневной жизни — «козыри» режиссёрской манеры Ясудзиро Одзу. Старость, одиночество и смерть трактуются им в духе восточной философии — как проявления естественного круговорота жизни. Неслучайно в конце фильма, как и в его первых кадрах, в сторону Токио спешит поезд.

Как и у Миядзаки, в фильмах Одзу нет героев и злодеев.Как пишет Дж. Розенбаум, принятие душевного склада всех действующих лиц у Одзу — нечто большее, чем просто сочувствие или терпимость, это подобие космического объятия. Все действующие лица принадлежат к одной семье, где у каждого есть свои причины действовать так, а не иначе. Бесчувственность детей в отношении родителей вызвана не злобой или неблагодарностью, а необходимостью заботиться о собственных детях. Зрителю представлены мотивы поведения не только старшего, но и младшего поколения. на съёмках «Токийской повести»]]

Не впадая в мелодраматизм и избегая трагедийного пафоса, Одзу спокойно и трезво констатирует, что мир постоянно меняется, причём далеко не всегда в лучшую сторону. Борьба за существование в многомиллионном Токио плохо совместима с душевной восприимчивостью и почтительностью к старшим, хотя обрядовая сторона вековой японской жизни ещё даёт о себе знать.

Единственное драматическое событие фильма — смерть матери — незаметным образом вырастает из потока повседневной жизни и воспринимается как его органичная часть, естественное звено в цепочке причин и следствий. Герои Одзу не делают ничего значительного, но неприметно для самих себя они ежеминутно принимают решения, которые предопределяют содержание их жизни.

В ролях

  • Тисю Рю — Сюкиси Хираяма
  • Тиэко Хигасияма — Томи Хираяма
  • Сэцуко Хара — Норико Хираяма
  • Харуко Сугимура — Сигэ Канэко
  • Со Ямамура — Коити Хираяма
  • Кунико Миякэ — Фумико Хираяма (жена Коити)
  • Кёко Кагава — Кёко Хираяма
  • Нобуо Накамура — Курадзо Канэко (муж Сигэ)
  • Сиро Осака — Кэйсо Хираяма

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить